Какие бывают виды освещения? обзор основных видов источника света их классификация и нюансы применения (видео + 125 фото)

Жесткий солнечный свет

Для начала определим круг понятий. Под жестким солнечным светом я подразумеваю освещение, возникающее, когда солнце находится в зените или близко к нему, то есть источник света расположен сверху или сверху и немного сбоку. Практически в каждой статье, которую я читала, авторы поразительно единодушны в своем отношении к полуденному солнечному свету. Не снимайте, мол, в полдень да в ясный денек, добры молодцы и красны девицы, что хотите делайте, но не снимайте. Посмею не согласиться.

Конечно, с данным типом естественного освещения работать очень не просто. Он жесткий, создает резкие тени, в которых полностью теряются детали, а если солнце в зените – так это же вообще страшный сон любого фотографа-портретиста: тени на глазах моделей и под носом такие, что попробуй их вытяни еще. К тому же непонятно, как его мерить: по светам? Чревато теми самыми черными провалами в тенях. По теням? Пересветы неизбежны.

Да, конечно, все это так. Но, тем не менее, у всего есть свои преимущества, и данный пример – не исключение. Во-первых, те самые жесткие тени помогают в ряде случаев придать кадру дополнительный объем и разделить его визуально на слои. Во-вторых, с их помощью можно получить очень интересные эффекты: например, если поместить объект съемки приблизительно в одной плоскости с фоном, кадр выйдет подчеркнуто «плоским» и очень графичным, будто нарисованным на бумаге карандашом.  Подобное освещение может помочь создать очень стильные, контрастные фэшн-кадры.

Для примера: та же знаменитая студийная «бабочка», используемая для съемки «гламура» — это источник света, расположенных выше головы модели, за камерой. Чем солнце хуже, кроме невозможности изменить его положение сподручными средствами? Резкие тени, например, очень хорошо подчеркнут скулы и линии подбородка в портретной съемке. Можно также при желании увести в тень все лишние детали, правильно расположив объект съемки.

Пару советов по принципам работы с жестким солнечным светом. Я советую производить замеры по светам, если вы не используете его в качестве контровой подсветки (об этом в далее). Это позволит вам подчеркнуть тени и сохранить информацию в светлых зонах. Съемка в данном случае всегда ведется на коротких выдержках и низких значениях ISO. Позволить себе использовать широкую диафрагму тоже получится далеко не всегда, если у вас только нет возможности снимать на ISO 50 и ниже и на выдержке короче 1/1000 секунды.

Для того чтобы скорректировать негативные стороны данного вида освещения, можно при съемке использовать отражатель для подсветки теней. Чем больше отражатель, тем более эффективно он справится с данной задачей. Если тени необходимо вытянуть на небольшой площади, отражателя диаметром 50-60см будет более чем достаточно.

Также есть простая народная метода: если вы снимаете портрет и хотите убрать тени под глазами, можно попросить модель поднять голову вверх, к источнику света. Данное правило применимо, кстати, не только в условиях жесткого полуденного света. Даже при рассеянном освещении вы можете заметить, что если модель опускает голову вниз, а поверхность под ней имеет низкую отражающую способность, под глазами появятся тени. На ярком солнце, правда, возникает одна проблема, что с отражателем, что с подниманием лица к солнцу.

Довольно у большого количества людей глаза очень чувствительны, мало кто может смотреть прямо на солнце, не щурясь и не истекая слезами. Поэтому обычно я прошу модель закрыть глаза, поднять голову, выбираю ракурс, навожусь, фокусируюсь, а потом на счет «раз-два-три» модель открывает глаза, и я снимаю. Не всегда получается сотворить этот фокус с первого раза, но тем не менее получается.

Рассеянный свет

Данный тип освещения мы можем наблюдать, например, в облачную погоду или в сумерках. В случае работы в помещении естественный рассеянный свет дарят нам окошки с несолнечной стороны, ну и плотные занавески, если солнце все же пытается к нам пробиться.

С рассеянным светом в большинстве случаев проще всего работать. У вас не возникает сложностей с настройкой экспозиции, замеры можно производить практически по любой освещенной точке. Он позволяет равномерно осветить объект, сформировать мягкие тени, минимизировать потери детализации в тенях. Сказка, в общем, а не свет, преимущества налицо.  

В качестве недостатков многие отмечают, что в определенных случаях объект при таком освещении выглядит плосковато ввиду низкой контрастности картинки, особенно это касается пейзажей. На самом деле, все всегда зависит от основной цели съемки и настроения, которое вы хотите передать. Рассеянный свет хорошо работает, когда вам нужны кадры без излишнего драматизма и с тщательной проработкой деталей.

При съемке на улице контролировать его сложнее, чем в помещении. Если вы фотографируете у окна, например, вы можете работать как с фронтальным освещением, так и с мягким боковым. Для контровой подсветки данный тип подходит хуже, тем не менее, его тоже можно использовать, если хочется создать мягкий кадр с неочевидным контуром.

Если говорить о технических моментах, ввиду того, что нет сильных перепадов между светами и тенями, можно смело работать на ISO 400, при правильном экспонировании шумы не раздражающие.

Еще одно преимущество естественного освещения из окна – он очень хорошо подходит для съемки в интерьере, если, конечно, размер окна сопоставим с размерами комнаты или той ее части, которую вы планируете фотографировать. С искусственным светом такой равномерной освещенности и мягких теней добиться гораздо тяжелее.

Стратегии естественного освещения помещений

Стратегии естественного освещения можно разделить на две основные категории: боковое освещение, которое поступает через стены по периметру здания, и освещение через крышу, которое поступает через верхнюю часть здания. Выбор стратегии естественного освещения зависит от планировки, ориентации и местности, в которой стоит здание, а также от климатических условий.

Боковое освещение

Начиная со средних веков, вертикальные окна, пожалуй, являются самой популярной стратегией естественного освещения помещений. Окна обеспечивают зрительный контакт с внешним миром и позволяют проникать дневному свету. Для улучшения проникновения света и уменьшения бликов иногда использует пассивные устройства, известные как «световые полки».

Световые полки представляют собой горизонтальную отражающую поверхность, которая направляет свет через потолок вглубь помещения. При этом, для большего проникновения света, потолок должен быть светлым с хорошими отражающими свойствами, а остекление должно быть как можно ближе к потолку. Количество проникающего дневного света при такой стратегии зависит от ориентации фасадов здания. Хорошая ориентация оконных проемов может максимизировать поступление солнечного света и свести к минимуму блики и перегрев. Ориентация продольной оси здания с востока на запад увеличивает размер фасадов, обращенных на юг и север. Окна, выходящие на восток и запад, больше дают бликов от прямых солнечных лучей.

Естественное освещение помещений через крышу

Благодаря использованию световых люков в крыше здания можно обеспечить равномерное распределение дневного света по всей площади верхнего этажа. Основные типы систем естественного освещения через крышу – это фонари-надстройки, шедовые фонари (с односторонним остеклением и пилообразной крышей), зенитные фонари (выполняются в точечном варианте или в варианте протяженного свода, остекление ориентируется на зенитную часть неба).

Фонари-надстройки

Фонари-надстройки представляют собой остекленное возвышение над крышей. Их преимущество заключается в некоторой защите помещения от прямых солнечных лучей. Недостаток таких фонарей состоит в том, что при их близком расположении друг к другу между ними может скапливаться снег.

Шедовые фонари

Крыша с шедовыми фонарями в профиль напоминает пилу. Фонари устанавливаются либо вертикально, либо наклонно и разделяются наклонными участками крыши. Такую систему можно использовать для равномерного освещения помещений большой площади. При ориентации на север получается естественная защита от прямых солнечных лучей. Однако для снежных районов эта система также не очень подходит из-за образования снеговых мешков возле стекол.

Зенитные фонари

Зенитные фонари могут быть различных форм, включая куполообразную, цилиндрическую, плоскую и т.д. В случае горизонтального остекления могут возникать проблемы с поступлением прямых солнечных лучей в полдень. В этом случае в качестве солнцезащиты можно использовать систему жалюзи. Также в зенитных фонарях практически не используется отраженный свет от потолка.

Естественное освещение помещений при помощи световых колодцев (световодов)

В дополнение к указанным выше стратегиям, естественное освещение можно направить в помещение при помощи световых колодцев. Устройство светового колодца состоит из внешнего коллектора (обычно на крыше), трубы с высоким коэффициентом отражения на внутренней поверхности и диффузора. При помощи такой технологии можно освещать также и удаленные площади в помещения.

Ciralight

10.2. Системы и виды освещения

Естественное, искусственное и совмещенное (естественное и искусственное вместе).

Естественное — верхнее и боковое, комбинированное.

По конструктивному исполнению искусственное освещение может быть двух систем — общее и комбинированное, когда к общему освещению добавляется местное, концентрирующее световой поток непосредственно на рабочих местах.

Применение одного местного освещения не допускается.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на следующие виды: рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное и дежурное.

Рабочее освещение — освещение обязательное для всех помещений и освещаемых территориях для обеспечения нормальной работы, прохода людей и движения транспорта.

Аварийное освещение — освещение, устраиваемое для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения (при аварии) и связанное с этим нарушением нормального обслуживания могут вызвать взрыв, пожар, отравление людей, длительное нарушение технологического процесса и т.п., т.е. те ситуации, в которых недопустимо прекращение работ.

Наименьшая освещенность рабочих поверхностей, требующих обслуживания не менее 5% от нормальной освещенности при системе общего освещения, но не менее 2 лк внутри здания.

Эвакуационное освещение следует предусматривать для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения в местах, опасных для прохода людей, на лестничных клетках, вдоль основных проходов в производственных помещениях, в которых работает более 50 человек.

Должно обеспечивать наименьшую освещенность в помещениях на полу основных проходов и на ступеньках не менее 0,5 лк, а на открытых территориях — 0,2 лк. Выходные двери общественных помещений общественного назначения, в которых могут находится более 100 человек, должны быть отмечены световыми сигналами — указателями.

Светильники аварийного освещения для продолжения работы присоединяются к независимому источнику, а светильники для эвакуации людей — к сети, независимо от рабочего освещения, начиная от щита на подстанции.

В нерабочее время, совпадающее с темными временами суток, во многих случаях необходимо обеспечить минимальное искусственное освещение для несения дежурств охраны.

Для охранного освещения площадок предприятий и дежурного освещения помещений выделяется часть светильников рабочего или аварийного освещения.

Естественное освещение

СНиП естественное и искусственное освещение и нормы проектирования однозначно утверждает, что во всех помещениях, в которых постоянно пребывают люди должно быть естественное освещение. Исключением могут быть только конференц-залы, залы кинотеатров и театров, технологические помещения прачечной, раздевалки бань, санитарно-бытовые комнаты вспомогательных зданий, помещения ожидания здравпунктов, личной гигиены и коридоры.

Формула расчета КЕО

  • Одним из основных параметров естественного освещения является, так называемый, КЕО. Расшифровывается эта аббревиатура как коэффициент естественного освещения.
  • Данный параметр представляет собой соотношение в процентах между освещенностью в солнечный день на открытом пространстве и освещенностью определённой точки внутри помещения.

Документ, нормирующий правила организации искусственного и естественного освещения

Понятное дело, что крайне важно где именно расположена эта точка по отношению к которой мы вычисляем коэффициент КЕО. И здесь все зависит от типа естественного освещения

Оно может быть боковым, верхним и комбинированным – то есть верхним и боковым.

Вариант распределения естественного освещения в различных помещениях

Для большинства из этих типов нормируемой является условная точка в метре от стены противолежащей окну, либо в метре от стен и перегородок при верхнем и комбинированном освещении. Как вы можете видеть на видео, исключением является только двухстороннее боковое освещение, когда нормируемой является точка посередине помещения.

Таблица солнечности климата

  • Опираясь на эти пояса, разработана таблица солнечности климата, которая вводит поправочные коэффициенты для окон различного типа при различных углах их ориентирования. Ведь вполне логично, что световой проем, выходящий на север, пропускает значительно меньше света в помещение, чем такое же окно, выходящее на юг.
  • И тут мы подобрались к такому вопросу, как конструкция световых проемов. Она так же важна. Для верхнего освещения могут использоваться светоаэрационные и зенитные фонари. Какие из них, где применять, зависит от разряда зрительной работы, климатического расположения здания, ориентации световых проемов, количества избыточно тепла в помещении и запыленности помещения.

Рекомендации по конструкции окон в зависимости от размеров помещения

Для бокового освещения применяются разнообразные оконные системы. Инструкция по расчету естественного освещения содержит таблицу с рекомендуемыми параметрами боковых оконных проемов для помещений различной площади и высоты.

Рекомендации по применяемым светопропускным материалам

Но раз мы коснулись вопроса окон, то нельзя обойти вниманием и светопропускной материал. Ведь здесь так же имеются свои рекомендации

Они зависят от конструкции окна, климата, внутренней среды помещения и некоторых ограничивающих факторов. Например, профильное стекло нельзя использовать в помещениях в которых работают большегрузные механизмы, а также имеются взрывоопасные вещества, а узорчатое стекло в помещениях с повышенной запыленностью.
Но и это еще не все. При создании естественного освещения обязательно должен выполняться расчет приведенных затрат на освещение. Ведь иногда создание большого количества окон для достижения требуемого значения КЕО просто нецелесообразно, из-за пропорционально увеличивающихся расходов на отопление. В этом случае выполняется совмещенное освещение.

Software Serial

Разделение по назначению

Виды освещения можно условно разделить и по месту установки. Так, требования к освещенности в производственных помещения и частных домах будут различаться. Затронем рабочие объекты, уличные источники света и квартиры.

Производственные здания и объекты

Нормируемые осветительные условия на рабочем месте строго контролируются специалистами, от него зависит продуктивность процесса и его безопасность. Освещение может быть:

  • Рабочее. Помимо общего источника света, на каждом рабочем месте предусматривают локальное освещение. В зависимости от специфики предприятия оно различается яркостью и частотой колебания волны.
  • Аварийное. Устанавливается на производстве для поддержания функционирования объекта. . К такому типу освещения предъявляет определенные требования — яркость 5% от рабочего показателя, но не меньше 2 лк в помещении или 1 лк на улице. Для этой разновидности обеспечивают отдельную линию электроснабжения.
  • Эвакуационное. Нормирование освещенности помогает во время эвакуации не сбиться людям, находящимся внутри здания. Такое оборудование устанавливают не только на предприятиях, но и на всех людных объектах (кинотеатры, больницы, магазины). Внутри помещений освещенность от такого оборудования не должна быть меньше 0,5 лк, а на открытом пространстве не ниже 0,2 лк.
  • Охранное. Устанавливают по периметру охраняемой зоны для освещения в ночное время. Яркость от таких ламп около земли 0,5 Люкса.
  • Дежурное. На объекте оставляют включенными несколько источников рабочего освещения в рабочем состоянии для своевременного обхода территории.

Светодиодное освещение промышленных объектов

Частные дома и квартиры

В дневное время в помещении достаточно естественного освещения, но с приходом вечера потребуются электрические источники. В этом случае лампы помогают не только ориентироваться в темноте, но и создавать необходимую атмосферу.

Разновидности декоративного освещения в комнатах:

  • Направленное. Создается при помощи люстр, плафонов и настольных ламп. Помогает зрительно расширить пространство и разбить большие комнаты на зоны.
  • Рассеянное. Позволяет равномерно распределить свет внутри комнаты. Угол распространения лучей некоторых плафонов достигает 360°. Для того чтобы создать эту разновидность освещения делают подвесные люстры, иногда с тканевыми абажурами.
  • Отраженное. Световые лучи направляют на стены или потолок, они отражаются и равномерно распределяются внутри помещения. Обычно для этой цели устанавливают потолочные точечные светильники по периметру комнаты. Пространство зрительно расширяется, подчеркиваются важные детали.
  • Комбинированное. Некоторые приборы позволяют совместить сразу несколько разновидностей освещения. Лучи распространяют во все стороны с различной яркостью.

Комбинированное освещение квартиры

Уличное

Такой свет важен для людей, возвращающихся вечером после работы, для отдыха и прогулок. Основные воды уличного освещения:

  • Общее. Помогает ориентироваться в вечернее время, обеспечивает подсветку тротуаров, лестниц, построек.
  • Декоративное. Используют ландшафтные дизайнеры для украшения участков и зданий. Часто встречается при выделении архитектурных сооружений, фонтанов, водоемов.
  • Праздничное. К такому освещению относят гирлянды, декоративные фонари. Обычно вывешивают на короткое время для украшения улицы и подчеркивания важных событий.

8 советов при выборе дизайна освещения | Студия LESH8 советов при выборе дизайна освещения | Студия LESH

В зависимости от требований к объектам, помещения и местам на улице устанавливают разнообразные виды освещения. Они различаются между собой конструкцией и яркостью, но все важны для обеспечения комфортной жизни людей.

Виды освещения

Существуют разные классификации освещения. Так, по локализации оно бывает таких типов:

  1. Общее. Предполагает равномерное освещение помещения без наличия темных или более светлых зон. Присутствие только такого освещения обычно наблюдается в зонах, где рабочий процесс осуществляется неполное время.
  2. Местное. Локальная подсветка помогает дополнительно осветить определенные рабочие зоны: компьютерный или школьный стол, технику и станки. Оно предполагает установку различных осветительных приборов в непосредственной близости от рабочего места.

Применение исключительно локального освещения согласно нормам недопустимо, поскольку в помещении неизбежно будут присутствовать перепады света — от глубокого затемнения до яркого. Это вызовет проблемы со зрением работников. По источникам света освещение также делится на несколько видов.

Естественное

Естественное освещение создается силами природы: прямыми солнечными лучами, а также диффузным (отраженным) светом небосвода. Отсутствие естественного света неблагоприятно для человека, ведь именно к нему глаза лучше всего приспособлены. Такой свет зависит от времени года и периода суток, в этом его основной недостаток. Но качество и объем поступающего естественного света зависит и от конструкции здания, количества и размера окон.

Существует даже специальная карта светового климата, состоящая из 6 зон, согласно ей должны проектироваться окна в зданиях. Естественный свет делится на такие виды:

  • верхний (свет проникает через проемы на участках с перепадами высот дома);
  • боковой (свет попадает через окна наружных стен);
  • комбинированный (сочетание двух предыдущих видов).

Искусственное

Без искусственного освещения в сумеречное время суток, в пасмурный день или зимой, когда рано темнеет, нормальный рабочий процесс невозможен. В качестве дополнительных источников света выступают лампы, светильники, торшеры, бра и прочие электроприборы. Обычно в офисы и на производство приобретают галогенные и светодиодные лампы. Обычные лампочки накаливания сейчас применяются редко, поскольку они тратят много электроэнергии, быстро выходят из строя.

Чаще всего освещение бывает смешанным, когда естественное сочетается с искусственным. Последнее также подразделяется на следующие виды:

  1. Рабочее. Обычное освещение, которое ежедневно применяется сотрудниками, помогает обеспечению рабочего процесса.
  2. Аварийное. Включается только при аварии, в экстренной ситуации, когда основное освещение отключается.
  3. Эвакуационное. Применяется для подсветки путей эвакуации людей при ЧС, обычно является не таким мощным, как рабочее.
  4. Охранное. Используется охранным персоналом, присутствует не на всех предприятиях, а по необходимости. Не нормируется по интенсивности.
  5. Дежурное. Остается включенным даже по окончании рабочего процесса (например, небольшое освещение коридоров в больших зданиях).

Гибридное освещение

Гибридными называются системы, включающие естественное и искусственное освещение. Они подходят для случаев, в которых только солнечного света недостаточно для создания соответствующего нормам уровня освещенности. При определении значения светового потока естественное освещение не учитывается – расчеты выполняются только для электрических источников.

Необходимость в гибридном освещении появляется, если значение КЕО ниже допустимого значения – 1 или 1,2%. Если этот показатель, зависящий от затененности, типа стекла и ширины окон, не соответствует норме, вместе с естественным освещением на рабочем месте устраивается искусственное. Источники света устанавливают только на тех участках, на которых КЕО ниже нормы.

Последствия неправильного освещения

Несоблюдение требований к освещению рабочих мест на любом предприятии чревато понижением общей работоспособности. Кроме того, зрение персонала утомляется, возникает прямая угроза здоровью, возможно даже развитие близорукости. На предприятиях, где руководство халатно относится к вышеизложенным требованиям, повышается риск производственного травматизма, может также увеличиться количество брака. Нередки случаи, когда возникает текучка кадров. Ведь многие люди внимательно относятся к собственному здоровью, и порой зрение оказывается дороже должности или наличия работы.

Требования к освещению рабочих мест, безусловно, должны неукоснительно соблюдаться. Ведь люди, как правило, проводят большую часть жизни на работе или в закрытых помещениях, где неправильное освещение может подорвать их здоровье.

Какой использовать камень для монтажа забора

  1. Гранит. Это дорогой камень, но его плотность сравнима только с твердостью алмаза и составляет 2700 кг/м3. Минерал имеет магматическое происхождение и содержит в своем составе по 20-30% кварца, плагиоклаза и натриевых шпатов. Его цветовая палитра представлена черными, красными, желтыми или голубыми оттенками. Гранит можно пилить и шлифовать. Кроме того, минерал может выдержать без нарушения своей структуры 300 циклов заморозки и оттаивания. По этой причине многие памятники изготовлены именно из этого материала.
  2. Булыжник. Он имеет красно-коричневый цвет, высокую прочность и размеры в пределах от яблока до футбольного мяча. Иногда встречаются более крупные булыжники неправильной формы. Их называют валунами. Благодаря отсутствию резких выступов они в стене забора обеспечивают ей шероховатую поверхность. Для получения гладкой стены камень раскалывают кувалдой и укладывают местами разлома наружу.
  3. Бутовый камень. Он состоит из спрессованных естественным путем за тысячи лет частиц кварца. Бут добывают в карьерах при помощи взрыва. Поэтому камень всегда похож на большой осколок неправильной формы. Его размеры варьируются в пределах 150-450 мм. Бут долговечен, водо- и морозоустойчив. Если его обработать обжигом, цвет минерала станет малиново-красным, подходящим для оформления цоколя или фасада.
  4. Речной камень. Его добывают на берегах естественных водоемов. Главными отличиями являются округлость формы и богатая гамма цветов. Грамотно используя это при возведении забора, можно создавать впечатляющие элементы его кладки. Речной камень сразу готов к укладке и не требует предварительной обработки.
  5. Песчаник. В состав этой природной осадочной породы входят песок, кварц и кальцит. Высокая прочность песчаника позволяет его использовать даже при устройстве фундамента. Она обусловлена мелкозернистым строением минерала. Песчаник — камень плоский, его отличает неправильная форма и толщина образцов от 15 до 80 мм. Естественный цвет породы обычно серый, светло-коричневый или зеленоватый, реже — черный. В структуре камня хорошо просматриваются узоры и плавные разводы. Песчаник не боится огня, изменения в его структуре могут наступить естественным путем через 70-80 лет после добычи.
  6. Искусственный камень. Имеет небольшой вес по сравнению с массой природных минералов. Из глины, красителей и минеральных добавок получают путем обжига керамический гранит — камень для облицовки. Из песка, каменной крошки, полиэфирной смолы и синтетических красителей изготавливают агломераты. Для прочности в состав добавляют кварцит. Натуральный вид облицовочным плитам придают силиконовые шаблоны, которые являются формами для литья изделий. Для монтажа облицовки не требуется специальная техника. По внешнему виду готовую конструкцию трудно отличить от каменного забора, построенного из натуральных материалов.
  7. Ракушечник. Это исключительно органический минерал, образованный окаменевшими наслоениями доисторических морских организмов — раковин и планктона. Ракушечник обладает пористой структурой желтого или светло-коричневого цвета. При добыче камень имеет правильную прямоугольную форму. Это связано с тем, что он легко выпиливается из массива породы. Размер каждого блока — 380х180х180 мм. В зависимости от плотности ракушечник имеет маркировки от М-15 до М-35. Наиболее плотный камень содержит минимум песка и маркируется числом 35. Благодаря древнему морскому происхождению ракушечник насыщен йодом и солью, они благотворно влияют на организм человека. Поэтому участок, огороженный стеной из такого камня, становится комфортной зоной для жизнедеятельности. Это единственный из камней, успешно противостоящий радиации.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий