Как проверить датчик температуры: описание, пошаговая инструкция и рекомендации

Основные датчики температуры в стиральной машине

Автоматическая машинка может оснащаться различными видами датчиков, осуществляющих контроль. Обычно выделяют несколько разновидностей:

  • термисторы;
  • биметаллические;
  • газонаполненные.

Как нетрудно догадаться, они отличаются конструктивными особенностями и принципами работы. От этого может зависеть диагностика неисправностей и дальнейший ремонт. Но для начала нужно определить наличие поломки.

Обычно это сделать довольно сложно, потому что вода находится внутри и непонятно, какая там температура. Одним из признаков является наличие большое количества пара. Это означает, что внутри содержимое практически кипятится. Также можно выявить и обратный эффект – если вода сливается холодная, значит, машинка практически ничего не нагревает.

Как продиагностировать электронный термодатчик (NTC)

Электронный сенсор (NTC) меняет свое сопротивление при возрастании или повышении температуры. На этом и основывается способ, как проверить термодатчик стиральной машины данного типа. Именно указанная особенность принципа работы дает стопроцентный результат анализа, делает процедуру простой.

Потребуется мультиметр, его переводят в режим замера сопротивления, можно также применить омметр. Далее, анализируют значения детектора при воздействии разной температуры.

Желательно уточнить результаты проверки: сопротивление термодатчика, датчика температуры стиральной машины сопоставить с таблицей из спецификации для конкретной модели сенсора (данные можно найти на сайтах производителей).

Например, соотношение сопротивления термосенсора и температуры на стиральной машине LG узнаем из таблицы спецификации конкретного детектора с определенной маркировкой:

Алгоритм:

  1. Отсоединяем фишку, вынимаем датчик из гнезда.
  2. Переводим мультиметр в режим проверки резисторов, то есть на замеры сопротивления — выбираем 200 кОм.
  3. Присоединяем к контактам сенсора щупы, смотрим результат. Нормальное значение при комнатной температуре (+25° C) — около 6 кОм. Указанная цифра — стандарт для большинства изделий. Не исключено, что могут быть и другие параметры, поэтому рекомендуем свериться с техдокументацией на стиралку и со спецификацией детектора.
  4. Опускают термистор в теплую воду, выполняют повторные замеры, доливают кипяток — смотрят, как меняются показатели. Приблизительно при +50° C тестер должен показать около 1.5 кОм. Если величина не меняется (а оно должна это делать вместе с остыванием жидкости), то датчик сломан.

Можно не вынимать сенсор и заливать воду в тот же бак стиральной машины. Принцип такой проверки аналогичный как у такой же процедуры для датчиков холодильников, впрочем, и для большинства бытовых приборов.

Датчик управляет котлом

Для того чтобы полнее обеспечить комфортное проживание в доме с минимумом затрат тепловой энергии используются различные устройства. Такой датчик температуры на газовый котел позволяет его запрограммировать на разные режимы работы. Пользователю остается задать нужные параметры.

Механические термостаты

Эти модели — наиболее простые. Без обширного функционала. Работают за счет применения мембранных датчиков расположенных в герметичной капсуле заполненной жидкостью. При нагревании жидкость расширяется и при определенной температуре оказывает давление на мембрану и терморегулятор дает понять отопительному котлу, что можно снизить/повысить мощность.

Механические устройства снабжены выражающимся диском выбора температуры. Из-за своей погрешности в 3–4° и проводного способа подключения эти регуляторы недорогие.

Электромеханические

Немного улучшенная версия предыдущего регулятора температуры — электромеханические приборы.

По принципу регулирования температуры похожи на механику, но принцип срабатывания немного отличается. В конструкции применены термочувствительные металлы. При изменении нагрева создается микро-разряд или меняется сопротивление.

Есть модели с небольшим дисплеем для контроля нагревания и возможностью регулировок с уменьшенным шагом. Эти изменения отразились на небольшом повышении точности девайса и на его цене — стал дороже механики.

Электронные

Более точные электронные модели наиболее популярны. Это уже более современные терморегуляторы. Отличаются многофункциональностью и удобством в использовании.

  1. Могут применяться совместно с датчиками температуры теплых полов.
  2. Возможность программирования.
  3. Есть защита от перегрева и замерзания.
  4. Предупреждают об остановке работы циркуляционного насоса.
  5. Погрешность измерения в пределах 0.5–0.7 °С.

Более продвинутые версии, снабжены встроенным Wi-Fi для беспроводного соединения с бойлером. Такой беспроводной комнатный датчик, несмотря на высокую цену, имеет небольшой срок самоокупаемости при правильной эксплуатации.

Устройство системы охлаждения на ВАЗ-2114

Местоположение датчика температуры охлаждающей жидкости

Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены, необходимо понимать саму конструкцию системы охлаждения и месторасположения датчика в основном силовом агрегате:

Здесь всё устроено тривиально

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Процесс замены датчика (ДТОЖ)

Поэтому, как показывает практика, автомобилисты проводят операцию своими руками. Итак, разберем, последовательность действий направленных на замену датчика охлаждающей жидкости:

  1. Снимаем клемму с АКБ.
  2. Откручиваем и демонтируем воздушный фильтр. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальный доступ к датчику.
  3. Отсоединяем провода, которые питают элемент.
  4. Отключаем колодку проводов питания датчика

  5. Датчик температуры охлаждающей жидкости с демонтированной фишкой

  6. При помощи ключа на 19, проводим демонтаж изделия.
  7. Демонтаж ДТОЖ

  8. Ключом на 19 выкручиваем датчик

  9. Сборка проходит в обратном порядке.

Выбор изделия

К выбору изделия стоит подойти тщательно, поскольку от его качества напрямую будет зависеть срок эксплуатации, а также режимы работы двигателя. Итак, рассмотрим все варианты покупки датчика температуры охлаждающей жидкости для ВАЗ-2114.

Оригинал

Оригинальный вид датчика ОЖ производства АвтоВАЗ

2101-3808600 – оригинальный каталожный номер детали, которая устанавливается на почти все автомобили семейства Лада. Производится данное изделие на заводе АвтоВАЗ. Стоимость составляет 300 рублей. Устанавливается в стандартное посадочное место и не требует доработок.

Аналоги

Кроме оригинальной детали существует ряд аналогов, которые можно устанавливать на автомобиль. Некоторые из них по качеству намного лучше, чем оригинал.

Это был не оригинальный датчик

Итак, рассмотрим, все варианты аналогов датчика температуры охлаждающей жидкости:

Наименование производителяКаталожный номерСтоимость, в рублях

Fenox TSN22101 210
LUZAR LS 0101 240
Fenox TSN22101O7 240
Vernet 2509 250
Patron PE13059 300
Intermotor 52400 300
Era 330082 350
Facet 7.3000 350
Eps 1.830.000 400
KW 530.000 550
H+B Elparts 70511515 600
Cargo 180804 700
Hella 6PT 009 107-151 750

Датчик ОЖ производства «Хелла»

Последствия несвоевременной замены датчика

Не многие автолюбители знают, что неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости влияют на работу двигателя в целом. Рассмотрим, основные последствия неисправности данного узла для автомобиля:

  • Некорректная работа электронного блока управления двигателем. Так, датчик не дает достоверных данных на ЭБУ, что в жаркое время может вовремя не включить вентилятор охлаждения. Так, в свою очередь последствием станет то, что автомобиль закипит. Это может привести к тому, что в худшем случае, может вызвать деформацию и прогиб головки.
  • Из-за некорректной работы датчика могут быть нарушены следующие функции: производительность мотора, динамика движения, работа термостата .
  • Другие последствия, к которым датчик привязан косвенно.

Методы проверки исправности теплого пола

Проверить работоспособность системы подогрева полов можно лишь двумя способами. Один из них – это визуальный осмотр кабеля и комплектующих на наличие повреждений. Но он позволит выявить только те дефекты, которые можно увидеть – сгоревшее (почерневшее) оборудование, перебитый кабель, отсутствие электричества в доме и т. д. Метод является самым простым и не требующим использования каких-либо приспособлений, но он малоинформативен и не всегда сможет помочь в выявлении причины отсутствия нагрева пола.

Недопустимый поворот нагревательного мата после заводской муфты. При работе кабеля происходит постоянная деформация внешней оболочки

Второй способ – это определение основных параметров питания системы при помощи мультиметра. Он поможет точнее узнать, в чем заключается причина отсутствия работоспособности пола. С помощью прибора можно замерить напряжение сети – достаточно снять терморегулятор со стены и, используя специальные щупы на клеммах, произвести замеры напряжения сети. Оно должно составлять 220 В. Если показатель в норме, значит, виной всему однозначно один из элементов всей системы подогрева полов.

Первым делом изначально всегда производится визуальный осмотр

Важно убедиться, что причиной отсутствия тепла не является отсутствие электричества во всем доме. Далее можно поискать наличие заплавленных или подгоревших частей системы

Если же ничего подозрительного не обнаружено, то самое время взять в руки мультиметр.

Мультиметр

Для диагностики системы подогрева полов также используется мультиметр. Измеряется сопротивление кабеля и делится на значение 220 В (это показатель напряжения в электросети). Получившаяся цифра демонстрирует мастеру величину текущего через систему пола тока. Далее этот показатель умножается на напряжение – так выявляется показатель мощности потребления. Именно она должна соответствовать мощности системы, которая обычно указывается в паспорте. Если значение мощности получается больше, чем нужно, то в системе имеются замыкания – где-то повреждена изоляция кабеля.

Инфракрасный теплый пол — потребление электроэнергии

Если же значение мощности меньше, чем указано в паспорте кабеля, значит, где-то имеется обрыв провода. Из-за этого система работает нестабильно.

Разбираемся дальше: если показатель сопротивления на мультиметре равен 0, то, скорее всего, из строя она была выведена возникшим где-то коротким замыканием. Починить оборудование будет крайне сложно и дорого. Да и поврежденное место найти будет тяжело, если речь идет о кабельном поле. Если же для обогрева используется ИК пол, то достаточно поднять финишную отделку, найти испорченный участок и поменять его.

Укладка инфракрасного теплого пола

Устройство и принцип работы

Нагревательные котлы могут быть дополнены термодатчиками как внутреннего, так и наружного исполнения (выносные).

Встроенные отвечают за регулировку нагревательной установки в зависимости от температуры жидкости внутри системы отопления.

Внешние помогают откорректировать работу нагревательной установки в соответствии с показаниями или комнатной, или уличной температуры. Совместное использование пары таких датчиков дают возможность более точно отрегулировать работу котельной установки, а значит, есть экономия энергоресурсов при изменении погодных условий.

Работа приборов состоит из постоянного измерения процессов:

  • сопротивление;
  • давление;
  • тепловое расширение.

Которые пребывают в прямой связи от температуры наполнителя отопительной системы.

Автоматические термостаты работают, согласно заложенной в них программе, управляя работой отопительных приборов.

Механические контроллеры при воздействии высоких температур способны изменять свою теплопроводность, замыкая/размыкая соединения соответствующих клапанов.

Все термодатчики помещены в специальный, небольших размеров, блок-корпус  с монтажом напрямую в конструкцию отопления.

Полученные результаты могут передаваться по беспроводному каналу связи, такому как WI-Fi, или передаваться по проводам.

Управляться термодатчиками могут как электрические, так и твердотопливные котлы.

Функция программирования с помощью теплового реле в паре с термодатчиками позволяют автоматизировать процедуру регулировки нагревательной системы. К тому же это дает возможность значительно снизить денежные траты на отопление.

Вообще вся конструкция может быть оснащена тремя устройствами слежения за температурой:

  1. Комнатным.
  2. Уличным.
  3. Для водяных систем теплых полов.

Как установить датчик теплого пола

Рассмотрим порядок монтажа датчика, а также связанные с этим вопросы.

Процедура монтажа

Итак, как подключить датчик? Для монтажа потребуются следующие инструменты и материалы:

  • перфоратор;
  • гофра, длина которой равна длине проводника термодатчика;
  • хомуты для монтажа проводов;
  • шпатлевка.

Вместо перфоратора можно использовать зубило или любой другой инструмент, с помощью которого можно проделать канавку в поверхности стены.

Если нужно скрыть провод, ведущий к термодатчику, в стене, для установки понадобится перфоратор

Установка датчика для теплого пола требует выполнения следующих действий.

  • Монтаж терморегулятора. На высоте примерно 1 м от пола устанавливают терморегулятор, к которому будет подсоединен датчик.
  • Прокладывание дорожек. В стене и полу прокладывают канавки, по которым будут проходить проводники, соединяющие термодатчик и регулятор.
  • Размещение проводов. В заранее подготовленных дорожках размещают провода и закрепляют их там хомутами. Они обязательно должны быть защищены гофрой. В противном случае возможно повреждение изоляции и возникновение короткого замыкания или нарушение контакта.

Канавки, расположенные на стене, штукатурят. Те, что на полу, закрывают плиткой, ламинатом, паркетом.

Устанавливать датчики необходимо до размещения покрытия. Ведь поместить термодатчик для теплого пола под плитку или паркет, когда они будут уже уложены, не получится.

Гофра должна быть достаточно жесткой и не деформироваться под весом напольного покрытия. Это обеспечит возможность замены подключенного температурного датчика без демонтажа всей конструкции.

Описанная процедура монтажа подойдет для любого типа напольной облицовки.

Схематическое изображение размещения термодатчика на полу

Можно обойтись и без создания канавок в стенах, не нарушая их целостность. В этом случае провод прокладывают внутри специального пластмассового кожуха. Его можно приобрести в любом строительном магазине. Такой кожух располагают над стеной и прикрепляют к ее поверхности.

Схема подключения

Схема подключения датчика для теплого пола может отличаться в зависимости от особенностей конструкции терморегулятора. Впрочем, отличия незначительные. Обычно советы о том, как установить датчик, можно найти в инструкции этого устройства. Чаще всего прибор подключают к двум контактам, которые обозначены на корпусе регулятора тремя латинскими буквами NTC. Полярность при этом соблюдать не требуется.

Наиболее распространенная схема подключения термодатчика

Выбор расположения прибора

Датчик пола важно правильно расположить. Место подбирают таким образом, чтобы оно отражало температуру большей части нагреваемой поверхности

Обычно это — центр пола с подогревом. Это обусловлено тем, что по краям температура несколько меньше. Поэтому если смонтировать термодатчик именно там, он будет срабатывать, когда большая часть обогреваемой поверхности еще не успела остыть. Это вызовет чрезмерное повышение температуры и чревато выходом из строя нагревательных элементов.

Настройка

Поговорим о том, как правильно настроить датчик. Настройку осуществляют с помощью терморегулятора. Сам термодатчик отрегулировать нельзя. Настройка сводится к установке температурных значений, при которых начинается или прекращается нагрев пола. Они напрямую зависят от сопротивления, которое имеет термодатчик при той или иной температуре. Именно этот параметр учитывает оборудование.

Температуру устанавливают таким образом, чтобы люди, пользующиеся теплым полом, чувствовали себя максимально комфортно.

Сам датчик настроить нельзя — нужные параметры устанавливают при помощи блока управления терморегулятора

Как проверить датчик температуры кондиционера

Главный параметр, по которому можно судить о исправности термисторов, это его сопротивление.

Причём его сопротивление зависит от температуры

Для определения сопротивления необходим прибор — омметр или мультиметр, в котором есть функция измерения сопротивления.

Также необходим термометр, можно обычный комнатный.

Методика проверки термодатчиков:

Вынимаем датчик из разъёма на плате

Устанавливаем прибор на функцию измерения сопротивления (лучше автоматический выбор предела измерения)

Считываем показания с прибора

  • Измеряем комнатную температуру
  • Сверяем показания с данными из документации на эту модель.

Пример проверки датчика температуры

Для примера возьмём кондиционер Toshiba RAV-SM562KRT-E.

Скачиваем сервис мануал для этой модели.

В разделе Troubleshooting находим таблицы зависимости сопротивления датчиков от температуры.

Возьмём для датчика температуры комнатного воздуха:

Из графика видно, что при температуре 25 0 С его сопротивление равно 10 кОм (самое распространённое значение).

Для проверки можно нагреть датчик, взяв его в руку, при этом, как видно из графика, его сопротивление должно уменьшиться.

Устройство и принцип работы датчика

Рассмотрим более детально особенности конструкции датчика температуры для теплого пола и принцип работы этого прибора.

Устройство

В основе конструкции датчика для измерения температуры в теплом полу — терморезистор. Он защищен от неблагоприятного воздействия стеклянной или полимерной колбой. Терморезистор подключен к терморегулятору посредством медного проводника, который изолирован поливинилхлоридом или другим материалом. Его длина обычно составляет 3–4 метра. При необходимости ее можно увеличить. Но нужно учитывать, что в таком случае немного увеличится и общее сопротивление датчика.

Главный компонент датчика – терморезистор

Обычно прибор размещают в стальной или полимерной трубке, из которой его легко извлечь. В некоторых случаях датчик не утапливают глубоко в пол, а подключают на выходе провода. Такой способ монтажа используют для таких напольных покрытий, как ламинат, паркет, ковролин.

Существует и другой, менее популярный тип датчика — механический. Его конструкция отличается. Он представляет собой биметаллическую платину, которая при нагреве изгибается, тем самым размыкая электрическую цепь.

Принцип работы

Терморезистор меняет сопротивление при изменении температуры окружающей среды. Это позволяет подавать ток большей или меньшей силы на терморегулятор. Он, в свою очередь, изменяет температуру нагревательных элементов теплого пола. Принцип работы детали схож с таковым у переменного резистора. Только самостоятельно ничего регулировать не нужно — необходимое сопротивление устанавливается автоматически. Оно повышается вместе с повышением температуры и понижается одновременно с ее понижением.

Таким образом, когда пол перегревается, сопротивление резистора увеличивается. Как все помнят из школьных уроков физики, от него напрямую зависит сила тока, а от нее — мощность. В результате нагревательные элементы теплого пола начинают выделять меньше тепла, их температура уменьшается. Резистор чувствует это и понижает сопротивление. Начинается обратный процесс. Эти процессы и положены в основу принципа работы датчика температуры для теплого пола.

Так выглядит датчик в сборке

Устройство и принцип работы ДТОЖ

При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.

По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.

До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это  90 градусов).

Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.

В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.

Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.

Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.

Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.

Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.

Как определить, что сломан именно термосенсор

Опишем, как проверить датчик температуры в холодильнике. Не стоит путать методы диагностики терморегулятора и сенсора: может быть сломано первое устройство, а второе быть исправным, и наоборот.

Советы, которые помогут определить, что сломан именно температурный сенсор:

  • для вариантов с микроконтроллеров:
    • замерить сопротивление электронного датчика (терморезистора) мультиметром. Значение должно совпасть с данными таблицы, показывающей зависимость номинала от t°. Способ не всегда подразумевает снятие датчика;
    • нередко сам электромодуль сигнализирует о выходе из строя сенсора, выдавая звуковые сигналы, а при наличии табло коды ошибок;
  • для механических типов способов меньше, как и ниже степень конкретики их результатов:
    • осмотр сильфонной трубки на предмет прорех, разгерметизации;
    • вынуть термостат, проверить мультиметром его цепь (может быть обрыв при рабочем сенсоре). Далее, продлить проводками его контакты, подключить в холодильник, вывести узел за шкаф, поместить трубку в холод/тепло и посмотреть, как будет работать.

Если холодильник не включается, то находят проводки термостата и замыкают их напрямую — узел можно не демонтировать. Если прибор заработает, значит, проблема в этом устройстве. Но данный способ не дает стопроцентной диагностики — может быть сломано именно термореле, а не датчик.

Часто всего ломаются терморезисторы испарителя — там среда и нагрузки более агрессивные (высокая влажность, постоянные значительные перепады температур).

Диагностика электронного датчика температуры (терморезистора)

Отдельно опишем, как проверить термодатчик на микроконтроллере для холодильника. Для примера возьмем холодильник Samsung Rb30j3200ef с датчиком DA32-10105q, снабженным термопарой (терморезистором) 502AT-2.

Находим в инструкции холодильника модель термопары, в сети — техописание для нее:

Поиск спецификации (specification, datasheet) обычно проводится по зарубежным источникам, в PDF файле техдокументации указаны все характеристики терморезистора. По таблице видим, что сопротивление составляет 5 кОм при +25° C, рабочий диапазон от −50 до +110° C.

Находим 502АТ-2 и смотрим остальные данные, сопоставляя с температурой:

Далее, смотрим по графику, как меняется сопротивление в процессе роста/понижения температуры. Чем она выше, тем ниже число Ом и наоборот.

Вынимаем и диагностируем электронный датчик

Снимаем крышку отсека:

Под крышкой:

Отсоединяем разъем термопары. Замеряем ее сопротивление при комнатной температуре: при +25° C надо, чтобы было 25 кОм. Если показатель другой, значит, есть поломка:

Если обнаружена поломка, надо вытащить и заменить термопару. Откручиваем 3 винта, снимаем всю заднюю большую панель:

Данное отверстие — воздховод, по которому холод идет в морозилку, здесь есть заслонка, она видна если перевернуть снятую крышку:

Если крышку разобрать, найдем термопару:

Термопара снимается, погружается в воду комнатной температуры (так среда будет стабильнее), мультиметр переводится на измерение сопротивления. Сравниваем значения с заводскими (есть в таблицах спецификации).

Добавляем нагретую жидкость и кипяток — сопротивление понижается.

Терморезистор исправен — показания отвечают графику и таблицам в «даташит». На практике нет смысла опускать термопару в воду, достаточно замерить сопротивление при наличной температуре, не вытаскивая из посадочного места (для наглядности повторим фото):

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто.

Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику. Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.

Как проверить ДТОЖ мультиметром

Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре  на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.

Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.

Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Видео — как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости с помощью мультиметра и электрочайника:

Электрооборудование - Проверка датчика температуры охлаждающей жидкостиЭлектрооборудование — Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.

В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.

Как проверить датчик

ДТОЖ для Калины имеет каталожный артикул 23.3828, проверка элемента обязательна, если увеличивается расход бензина, и наблюдаются трудности во время нагрева мотора. В цилиндры будет всегда поступать обогащенная смесь, вентилятор охлаждения радиатора будет постоянно работать, что приведет к его быстрому износу.

При отказе элемента, передающего сигналы на приборную панель, стрелка указателя перестанет двигаться и останется на нуле.

Проверяют демонтированный узел мультиметром, поместив элемент в емкость (чайник, кастрюлю) с кипятком. По мере остывания жидкости показания прибора будут увеличиваться. Как проверить по шагам:

  1. Снять узел с авто.
  2. Выставить мультиметр в положение омметра в диапазоне 100 Ом–10 кОм.
  3. Подключить выходы ДТОЖ к мультиметру, опустить в кипяток, при этом клеммы находятся снаружи, в кипяток опущена только головка элемента, которая в рабочем состоянии соприкасается с антифризом или тосолом в системе.
  4. Проверить по таблице соотношение сопротивления обмотки с температурой среды.
Температура, °С Сопротивление, Ом
−40 100700
−20 28680
−10 16180
9420
+5 7280
+10 5670
+15 4450
+20 3520
+25 2796
+35 1802
+45 1188
+60 667
+80 332
+100 177

Проверка датчика, передающего температуру на приборную панель, проводится аналогично. Показания омметра могут отличаться от указанных на 15–29 единиц.

Как демонтировать

Многие водители путаются, где находится датчик температуры в системе, который дает информацию на ЭБУ, а где приборный узел. В Калине первый контроллер врезан в термостат, который расположен на патрубке выхода ОЖ с мотора. Передающий датчик расположен рядом, найти его можно по тонкому проводу.

Все работы по снятию и установке деталей проводятся на выключенном моторе при отсоединенной минусовой клемме АКБ. Порядок демонтажа по шагам:

  1. Ослабить винт крепления муфты воздушного шланга к корпусу воздушного фильтра. Это позволит добраться до датчика приборов. При необходимости, снять корпус воздушного фильтра  для хорошего доступа к датчикам.
  2. Снять экран или крышку двигателя, приложив силу, вынуть крышку с защелок.
  3. Слить с радиатора ОЖ. На Калине используются тосол или антифриз. Для этого жидкость нужно охладить, но опытные водители проводят замену без сливания тосола. В этом случае потребуется все работы по замене проводить быстро и четко. Поэтому, если датчик меняется впервые, ОЖ лучше слить, чтобы не образовалась воздушная пробка в системе.
  4. Отсоединить колодку проводов.
  5. Накидной головкой или ключом на 19 вывернуть датчик с посадочного места. Если ОЖ не сливать, с отверстия польется антифриз. Поэтому опытные водители, которые ленятся его сливать, моментально зажимают отверстие пальцем и вставляют новый.

Установка элементов проводится в обратном порядке — в отверстие вставляется датчик, закручивается, присоединяется к колодке проводов, заливается антифриз. Проверяется работоспособность системы после подсоединения АКБ.

Проверка электроцепи

Не всегда сбои в работе системы охлаждающего контура связаны с неисправными датчиками, в 70 % случаев проблема в нарушении целостности проводов. На Калине часто страдает колодка, тонкий пластик на входе в колодку перегнивает и трескается. После отключения колодок от датчиков, перед демонтажем последних всегда проверяется пропускная способность цепей.

  1. Отключается зажигание, с датчика снимается колодка.
  2. Щуп тестера (мультиметра) присоединяется на выход «В» колодки, второй щуп тестера располагается на массу.
  3. Включается зажигание.
  4. На мониторе должно отобразиться напряжение в диапазоне 4.8–5.2 В. это показатели целостной цепи.
  5. Аналогично проверяется работоспособность цепи по сопротивлению. Щуп тестера присоединяется к выводу «А» на колодке, второй —  к массе авто. Рабочая цепь покажет сопротивление меньше 1 Ом.

Если напряжение не соответствует рабочему, то цепь проверяется на обрыв. Щуп тестера соединяется с выводом «В» на колодке и выводом «39» на контроллере, если напряжение в норме, значит неисправность в контрольном блоке.

Контур охлаждения двигателя Лада Калина оснащается двумя датчиками температуры, от правильной работы которых зависит производительность мотора и его срок эксплуатации. Провести диагностику и замену контролирующих элементов можно самостоятельно, понадобится около часа времени и немного сноровки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий