Особенности ювелирного и торгового освещения

Каким цветом освещать?

«Большую роль в выборе системы освещения играет ассортимент магазина», – отмечает Анна Маморцева. Дело в том, что источники света бывают разной цветовой температуры и коэффициента цветопередачи. А различные металлы и камни по-разному их воспринимают. Если основу ассортимента составляют изделия из серебра или бриллианты,то оптимально использовать холодное освещение – более 4200 NDL. Для желтого, розового золота и камней теплых оттенков подойдет более теплая световая температура – около 3000 NDL.

Кроме того, нельзя забывать и об александритовом эффекте. А именно о том, что камень при дневном и электрическом освещении приобретает различные оттенки цвета. А также о том, что есть дневные камни – они наиболее эффектно выглядят при дневном освещении. Это, в частности, турмалин, сапфир, черный бриллиант. И вечерние камни – они эффектнее смотрятся при электрическом освещении: бриллиант, рубин, изумруд. Что же касается синего сапфира, то он от электрического света меркнет и меняет цвет – может стать красно-пурпурным. Поэтому при недостаточно внимательном отношении к освещению (имеется в виду подбор источников света к имеющимся металлам и камням) покупатель может или просто пройти мимо красивейшего изделия, если оно не заиграет. Или купиться на необычный цветовой эффект, спровоцированный светом, который на поверку – при выходе из магазина – попросту исчезнет при естественном освещении.

Подбор положения источника света

Первый шаг в улучшении освещения – для получения мягкого света отключаем встроенную вспышку и используем софтбокс со внешней вспышкой. Он установлен на 135 градусов справа от камеры. Далее настраиваем в режиме М выдержку, равную выдержке синхронизации, диафрагму (в данном случае она получилась f/10). Устанавливаем баланс белого в соответствии с цветовой температурой источника и делаем снимок.

Всего один источник, а какой эффект! Тени стали с мягкими переходами, освещение на кольцах выглядит более естественно, лучше ощущение глубины. Однако, при ближайшем рассмотрении мы заметили еще две вещи. Во-первых, спина херувима переэкспонирована, так как он белый и ближе всего находится к софтбоксу. Если бы нам нужно было сохранить направление света, пришлось бы устанавливать флаг между софтбоксом и херувимом, чтобы уменьшить интенсивность света. Во-вторых, на кольцах много темного. Это обычная ситуация при съемке колец и других ювелирных изделий, поскольку они отражают все. что находится в комнате. В передней части мужского обручального кольца можно видеть отражение софтбокса, который достаточно мал по отношению к остальной части отражения. Остальная часть – это недодержанный потолок.

Вместо того, чтобы остановиться на полученном результате, мы решили изменить положение софтбокса, чтобы увидеть, как это будет влиять на отражения в кольце, а также на спину херувима.

Для следующего снимка мы расположили софтбокс на 90 градусов по отношению к камере. Не меняя настройки камеры, сделали еще один снимок.

В результате снимка мы увидели, что отражение софтбокса стало больше в мужском кольце, но форма его не очень эстетична

При съемке отражающих объектов, таких как ювелирные украшения, очень важно обращать внимание на форму, которую создают отражения. Софтбоксы с их однородностью освещения – замечательно подходят к созданию и управлению этими формами

Далее мы снова регулируем положение софтбокса так, чтобы свет шел из-за мыльницы и поближе к ней. Помните, что чем ближе софтбокс- тем больше отражение. Глядя через видоискатель, мы наблюдали за отражением и изменяли положение софтбокса. Когда, наконец, достигли нужного результата – сделали снимок.

Теперь вы можете увидеть. что отражение повторяет форму кольца лучше, и свет более естественный. Также заметьте, что спина херувима больше не переэкспонирована и глубина резкости позволяет разглядеть его более четко.

Для сравнения приводятся картинки, снятые с различным положением софтбокса.

Технологии и светильники, применяемые для освещения витрин

Торговый процесс требует создания таких условий, чтобы весь ассортимент был представлен наиболее выгодным и удачным образом. Для этого используются светильники разного типа, способные подчеркнуть качество, создать праздничную и нарядную обстановку. При этом, необходимо использовать такой режим подсветки, при котором продукции на витрине не будет нанесен ущерб.

dav

Освещение витрин и прилавков требует понимания специфики и особенностей предлагаемого
товара. В зависимости от назначения, размеров и прочих качеств, используют
разные типы подсветки:

  • точечные;
  • рассеивающие;
  • линейные;
  • гибкие;
  • LED-ленты.

Выбор того или иного вида
обусловлен особенностями товара, его размерами и назначением, способом
размещения в торговом зале. Кроме того, надо учитывать габариты и конфигурацию
самой витрины, поскольку жестких стандартов в этом вопросе не существует и
многие магазины оснащены торговым оборудованием, изготовленным на заказ. Традиционные
лампы накаливания для витрин современного типа
не подходят, поскольку они слишком нагреваются и способны испортить товар на
выставке. Наиболее предпочтительными являются светодиодные осветительные приборы.

Светодиодные светильники

Светодиодная подсветка витрин уверенно лидирует среди всех альтернативных вариантов. Причинами этого являются значительные преимущества светильников этой конструкции:

  • малый расход электроэнергии;
  • отсутствие нагрева;
  • множество вариантов и видов конструкции
    светодиодной подсветки.

Разнообразие типов ламп —
одна из основных и важных особенностей светодиодных приборов. Все они обладают
практически одинаковыми свойствами, но различаются по типу конструкции.
Распространены следующие виды:

  • направленного типа. Они представляют собой светодиодную
    матрицу, размещенную на плоской опорной конструкции. Пучок света имеет
    относительно малый угол раскрытия, преимущественно направлен в одну сторону;
  • лампа типа «кукуруза». Такое название она
    получила из-за сходства с початком — гибкая матрица со светодиодами обернута вокруг
    цилиндрической опоры. Свет от нее направлен во все стороны, имеет рассеянный
    вид и освещает все пространство вокруг себя;
  • филаментные лампы. Это относительно новая
    конструкция, имитирующая традиционные лампы накаливания. Внешне она мало от них
    отличается — стандартная стеклянная колба привычной формы, а в роли нити
    накаливания выступают филаменты — тонкие стеклянные нити, покрытые
    люминофором и содержащие по 28 светодиодов малой мощности. При полном сходстве,
    филаментные лампы обладают всеми преимуществами светодиодов — низкий
    расход электроэнергии, отсутствие нагрева и т.д. Единственным недостатком
    является хрупкость стеклянной колбы, от которой никак нельзя избавиться;
  • линейные светодиодные конструкции. Они имитируют
    привычные лампы дневного света (энергосберегающие люминесцентные лампы).
    Используются в стандартных светильниках, безопасны, экономичны и эффективны;
  • светодиодные ленты. Представляют собой матрицу
    из светодиодов, расположенных в один, два или три ряда на гибкой ленте. Есть
    разные варианты — одноцветные, имеющие определенный цвет или RGB-конструкции, способные
    создавать разноцветное управляемое свечение. Для оформления витрин применяются
    все виды, способные создавать эффектную и привлекательную подсветку.
Подсветка витриныПодсветка витрины

Сколько света нужно?

В соответствии с европейскими нормами уровень освещенности в торговом зале должен быть не ниже 500 Lux. В России стандарты регулируются СНиП 23-05-95, согласно которым освещенность должна составлять не менее 300 Lux.

В ювелирных же салонах освещенность выкладки товара, то есть витрин, как правило, выше стандартов, принятых для торговли. Минимальный уровень освещенности для ювелирного магазина обычно начинается с 1000 Lux. Но это усредненные данные. А каждый ювелирный салон, как уже говорилось, индивидуален. И подход к световому оформлению – тоже.

«Есть существенные факторы, влияющие на интенсивность освещения, которую необходимо обеспечить для комфортного и эффективного (чтобы были видны все достоинства) восприятия ювелирных изделий, – отмечает Анна Маморцева, бренд-менеджер HI LED Technologies. – В частности, это материалы, использованные в оформлении интерьера, то есть отражающие поверхности. Если магазин оформлен в белых тонах – света нужно меньше, чем для магазина с темной мебелью. Часто в дизайне интерьера ювелирных салонов используют торжественный черный или темно-бордовый бархат – если этот материал присутствует, уровень освещенности должен быть максимальным, так как бархат поглощает свет».

«Высота потолков также влияет на выбор светового оборудования и общего светового решения, – говорит Андрей Гусев, дизайнер-проектировщик компании компании «МДМ-Лайт». – Чем выше полотки, тем более мощными должны быть светильники. Акценты почти всегда выставляются при помощи прожекторов, часто – установленных на шинопроводе».

В зависимости от светового решения, которое применялось в салоне, все ювелирные магазины можно разделить на две группы (два типа светового оформления), – считает Андрей Гусев.

Первый. Небольшая общая освещенность и соответственно неяркое акцентное освещение. При общей освещенности от 300 Lux акцентное освещение должно быть около 1000 Lux. Для создания акцента такого уровня обычно бывает достаточно металлогалогенной 20/35 Вт или галогенной лампы мощностью от 50 Вт. Наиболее часто это решение применяется при оборудовании магазинов, расположенных в отдельном помещении (не в торговом центре). Именно такое световое оформление обычно используется в европейских ювелирных домах – в Европе агрессивно яркий свет давно не в почете.

Второй тип освещения (стандартная освещенность) применяется, как правило, в салонах, расположенных в торговых центрах. Общий свет от 500 до 1000 Lux, акцентный свет – от 2000 Lux (магазину приходится соответствовать общему уровню и соседям по центру).

Хотя сегодня, когда конкуренция на рынке велика, а способы привлечения новых клиентов практически исчерпаны, дизайнеры все чаще используют для оформления бутиков в торговых центрах диаметрально противоположный эффект – сниженное освещения по сравнению с общим световым фоном. Яркая вывеска при затемненной входной зоне – такой магазин сложно не заметить в череде одинаково ярких бутиков.

В чем проблема?

Роль освещения в ювелирном магазине переоценить трудно. Именно грамотно подобранное и смонтированное освещение помогает представить драгоценные металлы и камни в самом выигрышном свете

Расставить нужные акценты – обратить внимание посетителей ювелирного салона на коллекцию или вообще одно, ключевое на данный момент изделие. Создать комфортную для покупателей атмосферу и таким образом увеличить объемы продаж

При этом для каждого салона актуальны свои признаки комфортности, соответственно и световые решения для каждого салона – свои.

Как свидетельствуют социологические исследования, большинство клиентов салонов премиум-класса с удовольствием демонстрируют себя в новых украшениях и весьма благосклонно относятся к тому, что сторонние наблюдатели – будь то другие клиенты или продавцы-консультанты – не просто присутствуют, а внимательно изучают процесс примерки ювелирных изделий. А это значит, что в магазине стоит предусмотреть хорошо освещенную зону примерки (поскольку отличительная черта большинства салонов премиум-класса – неярко освещенный зал с акцентной подсветкой изделий на витринах и прилавках).

Между тем клиенты магазинов, работающих в ценовом сегменте ниже среднего, в большинстве своем не столь публичны и довольно неловко чувствуют себя под взглядами наблюдателей. Следовательно, для таких салонов зоны примерки можно светом специально не выделять. В противном случае (если устроить иллюминацию) можно спугнуть клиента – не дать ему возможности с чувством, с толком, с расстановкой выбрать, примерить и в конечном итоге – купить понравившееся украшение.

И, разумеется, непременное условие успешных продаж – сохранность и достойное качество этих самых украшений. Ведь высокие температуры (особенно если тепловая волна направлена непосредственно на изделие) негативно влияют на качество металлов, камней и часовые механизмы. Поэтому проблема разработки системы освещения ювелирного магазина усугубляется еще и тем, что в витринах и прилавках могут использоваться далеко не любые источники света.

Кроме того, как известно, световые источники различается не только интенсивностью, но и цветовой температурой (различают теплую, нейтральную, холодную). И различные ювелирные камни по-разному реагируют на световые лучи разной температуры. Как именно? Поговорим об этом ниже.

Выбор концепции съемки

В этом уроке мы хотели продемонстрировать, как выстроить освещение для съемки ювелирных изделий. используя лишь один источник света и несколько отражателей. Наша концепция заключается в том. чтобы создать вид сверху в три четверти двух обручальных колец и кольца, опорой которым служит морская соль, помещенная в антикварную мыльницу. Многие продавцы ювелирных изделий платят за креативный творческий подход к съемке, который подходит для целей маркетинга

Любое рекламное агентство скажет вам, что презентация продукта в маркетинге является в целом более важной, чем сам продукт

Во-первых, мы раскатали белую бумагу на самодельном столике для предметной съемки из фанеры. Сам рулон бумаги установлен на стойках и перекладине для поддержки фона. Спереди на столе бумага закреплена пружинными канцелярскими зажимами

Мыльницу с кольцами мы поставили ближе к правому углу стола, чтобы иметь место для  перестановки камеры и источника света. Зеркальная цифровая камера с макрообъективом 50мм установлена на штатив. Затем мы скомпоновали кадр

Первый снимок сделан без вспышки для сравнения. В результате мы видим, что свет слишком плоский. Хотя кольца освещены нормально, нет ощущения глубины кадра, внизу снимка довольно глубокая тень. Также настройки диафрагмы не обеспечивают требуемую ГРИП. Херувим, держащий мыльницу, полностью размыт.

Какова цена вопроса?

Как показывает практика, на систему освещения требуется выделить около 20–30% от общей стоимости оборудования магазина. Это в том случае, если световое оборудование будет стандартным (как говорится, без претензий) – без эксклюзива и авторского дизайна. Для магазина площадью до 50 кв. м на освещение уйдет не менее 60–80 тыс. руб. Если бюджет бОльший (100–150 тыс. руб.), соответственно оборудование будет более качественное, прослужит дольше, эффект даст лучший.

Если денег не хватает, можно найти способы сэкономить. Правда, сразу оговоримся: если есть возможность, на освещении лучше не экономить – можно больше потерять на НЕпродажах изделий из-за НЕпрезентабельного их представления.

Но и из этого весьма затруднительного положения можно найти выход. Например, оборудовать одну из зон – как вариант, недалеко от кассы – металлогалогеновой лампой направленного света, чтобы под ее лучами была видна игра камня. Минусы такого варианта: под этим единственным «ювелирным» светильником будет собираться толпа продавцов-консультантов: каждый – со своим клиентом. Понятно, что в такой обстановке рассмотреть что-либо затруднительно… Решение, которое напрашивается само собой – рассредоточить по помещению бюджетные галогеновые лампы, – отпадает. Поскольку тут же возникает скрытая статья расходов на кондиционирование помещения, которая съедает экономию на светильниках.

Можно экономить не на качестве, а на количестве светильников: поднять их повыше и сделать пошире угол освещения. Но этот прием приводит, опять же, к потере акцента. А основной принцип освещения ювелирного магазина: общий свет + акценты. Ведь только в таком варианте можно получить эффективное освещение, способное достойно представить украшения и повысить объемы продаж.

ЭТО ВАЖНО!

Чаще всего световое оборудование магазина поручают специализированной компании, а сам владелец бизнеса не участвует в процессе вообще – слишком большим объемом профессиональной информации нужно обладать. И тут встает вопрос выбора этой самой специализированной компании. То, что это должен быть опытный игрок на рынке, – всем давно ясно. Как и то, что желательно, чтобы у фирмы был опыт работы именно с ювелирными салонами – уж больно ощутима специфика товара. Но не все учитывают один важный нюанс: компании, предлагающие оборудование ювелирных салонов светом, могут иметь различную, даже узкую специализацию. Одни – профи в дизайнерском освещении: они подберут светильники, которые идеально впишутся в общий дизайн-проект, покрасят, если потребуется, их корпус в нужный цвет… Но не смогут обеспечить должное представление ювелирных коллекций в витринах и прилавках. Другие – напротив, встроят в торговое оборудование светильники нужной мощности и характеристик, но разобраться с дизайном торгового зала и осветительных приборов как его составляющей не сумеют, в крайнем случае оборудуют все помещение светодиодами, используемыми в витринах, что в итоге в десятки раз удорожит весь проект.

Поэтому, проводя переговоры с «осветительной» компанией, изучая фото предоставленных ею проектов, уточните: каким именно освещением она занимается. И если все устраивает – доверьте ей только тот фрагмент работы, в котором она сильна –интерьерный свет или технический.

Ольга Осипова 

HABИГATOP ЮBEЛИPHOЙ TOPГOBЛИ 05″2011

Советы и рекомендации

Существуют определенные рекомендации для освещения конкретных товаров:

  • косметику лучше всего освещать приборами, свет которых максимально приближен к естественному дневному;
  • для кондитерских изделий подойдут светло-желтые оттенки;
  • колбасы и мясная продукция должны освещаться розовыми цветами;
  • в случае с винами подходит приглушенный свет от диодов низкой мощности;
  • ювелирные изделия могут освещаться яркими полупроводниками с любой цветопередачей;
  • для промышленных товаров следует организовать подсветку снизу.

Весь процесс монтажа подсветки в витрину.Весь процесс монтажа подсветки в витрину.

И все же, несмотря на высокую популярность светодиодной продукции, ее универсальность при организации подсветки витрин, требуются взвешенный подход и кропотливый выбор светильников, размещаемых в них диодов и мест расположения приборов. Процесс дорогостоящий, поэтому многим хочется, чтобы система освещения прослужила максимально долго. А для этого нужно обратиться к специалистам, которые разработают эффективный проект подсветки, повышающей популярность заведения и привлекающей еще больше посетителей.

Как влияет стиль?

Не только ассортимент определяет принцип светового оформления салона и выбор источников света, но и, разумеется, общий стиль интерьера. Универсальных проектов, понятно, не существует. Однако некоторые традиционные, классические решения имеют место быть.

Возьмем, например, салон, оборудованный в стиле классического английского кабинета. Здесь общий свет небольшой или стандартной освещенности можно создать встраиваемыми светильниками (металлогалогенные светильники не очень большой мощности – 35–70 Вт – с матовым рассеивателем, иногда возможно использовать галогенные источники света, если они будут уместны в интерьере). Или люстра в подходящем стиле. Акцентное освещение создается с помощью встраиваемых металлогалогенных светильников с узким лучом или металлогалогенного прожектора на шинопроводе. Чтобы вписать эти приборы в стиль, надо только выбрать нужные цвета оборудования. Кроме самого распространенного серебристого есть еще черный и белый – это стандартно для светильников. Возможно также покрасить светильник в любой цвет, продиктованный остальным оборудованием.

Магазин, выполненный в стиле хай-тек или модерн. Акцентный свет наиболее часто устанавливают при помощи прожекторов. Общий – встройка на металлогалогене или подвесные светильники с люминесцентными лампами в соответствующем стиле (типа Halla Serie 03).

Салон, оформленный в стиле ампир. Наиболее эффектно в таком интерьере будет выглядеть дорогая люстра. Общее освещение можно организовать при помощи галогенных или компактных люминесцентных встроенных светильников.

Добавление блеска камням.

При общем снижении контрастности мы хотели бы добавить больше блеска бриллиантам. Можно было добавить еще одну вспышку со снутом и гридом и дать блеск на алмазы. Но мы сделали это проще и обошлись небольшим серебристым отражателем. Мы использовали гибкий держатель, чтобы точно расположить его.

В видоискателе все смотрелось хорошо, и мы сделали снимок

Обратите внимание, как этот маленький отражатель добавил блеска на кольцо с камнем. Есть несколько способов заставить заиграть камни, но это

вероятно. один из самых простых. Ниже вы сможете увидеть различия. Верхний ряд показывает весь кадр, нижний – только кольца.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий