Почему искрят щетки коллектора электродвигателя. причины искрения под щетками коллектора. методы устранения искрения

Замена щеток УШМ

В большинстве моделей болгарок электрощетки находятся внутри ручки (см. фото). Такое расположение обусловлено экономией при производстве корпуса, а также более комфортным эксплуатированием инструмента в связи с компактностью. На некоторых других моделях для удобства быстрой замены щеток винты находятся непосредственно на корпусе. В любом случае целесообразнее при замене щеток также провести чистку и смазку всего инструмента, а для этого он подлежит разборке.

Независимо от расположения электрощетки, для начала необходимо ее отключение от электроцепи УШМ. Снимаются наконечники, производится визуальный осмотр конструкции держателя, и вытаскиваются щетки, как показано на фото. При обнаружении сколов, потертостей и других свидетельств износа производится их замена на новые.

Обычно вместе с болгаркой при покупке выдается запасной рем. комплект, в котором есть и щетки. Также их можно приобрести в любом специализированном магазине. На некоторые модели болгарок бывает трудно подобрать подходящие, поэтому приобретаются щетки немного больше нужного размера и аккуратно подпиливаются. В случае различия наконечников поводок от старой щетки прикрепляется к новой.

У моделей УШМ Интерскол чтобы вытащить щетки, необходимо снять заднюю крышку корпуса статора. Затем выкручиваются винты от держателя.

Износ элементов определяется по их остаточной длине. Длина рабочих угольных щеток не может быть меньше 5 мм. Для более подробного изучения технологии смены щеток можно посмотреть видео.

Доступ к электрощеткам у УШМ Bosch осуществляется вскрытием ручки корпуса статора, которая держится на винте. Длина рабочих электрощеток угольного типа должна быть не меньше 8 мм. К слову, угольные электрощетки для Бош отличаются наличием устройства, которое приостанавливает работу инструмента при достижении щеток минимальной длины эксплуатирования.

В УШМ Макита выкручивается винт, и снимается задняя крышка корпуса. В модели Makita 9565 применены угольные щетки с автовыключением.

Выбор электрощеток

Щетки отличаются размерным рядом, формами, материалом изготовления. Ранее их производили в виде конструкции, состоящей из медной проволоки и токопроводимой кисточки. Но в связи с очень быстрым износом такую конструкцию решено было модернизировать. В настоящее время электрощетки производят путем прессования при высоких температурах углеродистого материала.

Нельзя недооценивать эти сменные элементы механизма, ведь именно от правильной работы щеток зависит срок службы двигателя, потому как, вовремя заменив щетки, можно обезопасить болгарку от разрушения пластины коллектора якоря.

  1. Графитовые щетки. При производстве графит связывается со специальным составом, в который может быть добавлена сажа. Далее под давлением происходит формовка, а после обжиг. Отличие в производстве таких щеток обусловлено приданием материалу дополнительной прочности и стойкости к износу. Изготавливаются из углеродистых материалов (графит, сажа) и связующих. После стандартной процедуры формовки следует графитизация, которая подразумевает температурный обжиг 2500-2600°С в специализированных печах. Такие электрощетки являются самыми распространенными для использования болгарок. Несмотря на сравнительно повышенную ценовую категорию, преимущества свойств перекрывают высокую стоимость;
  2. Угольные щетки. Основной материал для производства этих щеток не отличается от графитовых. Отличие технологии производства заключается в отсутствии тепловой обработки, что снижает затраты на производство. Отсюда и низкий ценник в магазинах. Но износостойкость таких щеток незначительная.
  3. Металлографитные щетки. Состав сырья для изготовления щеток включает не только порошок графита, но металл. В основном добавляется порошок меди, но также могут быть добавлены и свинец, олово или серебро. При этом металлическая основа порошка в составе содержится около 80%. Такие щетки применяют в генераторах и электродвигателях, т.к. они отличаются высокой износостойкостью и надежностью. Но они очень редко применяются в бытовых электроприборах. Ценовая категория – высокая.

Перед покупкой электрощеток лучше посмотреть в инструкции или в тех. паспорте болгарки, какие щетки рекомендует производитель. Также по выбору нужных щеток можно проконсультироваться в сервисных центрах.

Устройство и электрическая схема болгарки

За долгие годы существования такого инструмента, как УШМ, ее внешний вид, а также внутреннее устройство практически не изменились. Чтобы произвести ремонт болгарки своими руками, необходимо знать устройство ее механической части, а также электрической.

Если посмотреть на рисунок, приведенный ниже, то можно увидеть, из каких частей состоит УШМ.

  1. Колесико для регулировки оборов шпинделя агрегата.
  2. Электрический двигатель, состоящий из ротора и статора.
  3. Пусковая кнопка. Иногда к ней подключается система плавного пуска.
  4. Корпус из ударопрочного пластика.
  5. Кнопка для фиксации шпинделя (используется при смене инструмента).
  6. Предохранительная муфта. Защищает двигатель от перегрузки, при заклинивании инструмента.
  7. Защитный кожух. Закрывает инструмент и защищает пользователя от вылетающих частиц обрабатываемого материала, а также предотвращает травмирование человека при разрушении инструмента, например, абразивного диска.
  8. Гайка, зажимающая инструмент. Откручивается с помощью специального ключа, идущего в комплекте с электроинструментом. Также существуют быстрозажимные гайки, которые можно открутить без ключа.
  9. Корпус редуктора и сам редуктор. Состоит из блока шестерен, которые передают вращательные движения от ротора на шпиндель с инструментом.

На рисунке ниже показана электрическая схема болгарки.

Электрическая часть УШМ имеет следующие элементы:

  • электрический кабель с вилкой для подключения к электросети;
  • кнопка пуска;
  • статор;
  • электрические щетки (угольные или графитовые);
  • коллектор;
  • якорь (ротор).

На следующем рисунке показана схема подключения болгарки, а именно ее двигателя.

Все составляющие электродвигателя выполняют определенные функции.

  1. Ротор – это вал, на котором размещены катушки и коллектор. Ротор, вращаясь в магнитном поле статора, передает вращательное движение на редуктор УШМ.
  2. Коллектор. Представляет собой часть ротора, к которой подведены все управляющие кабели. Через коллектор проходят электрические сигналы от блока управления к двигателю. Именно к коллектору подсоединяются электрощетки.
  3. Электрощетки. Главная их задача — это передача электрического тока от силового кабеля на коллектор.
  4. Статор. Представляет собой катушку с определенным числом витков. Задача статора заключается в создании магнитного поля, которое, взаимодействуя с якорем, приводит последний в движение.

Почему Сильно Искрят Щетки На Болгарке

Почему сильно искрят щетки на болгарке

Очень забавно не остроумно. Как к слову сказать не огромное количество Ваших постов с комментами ехидного нрава. Не признак мозга. Будьте проще.Про рихтовку не ратфиль: якорю тапки, ламели отклеились, притер напильничком, в чем неувязка? естественно сходу в мусор, можно не поизголяться, какая разница, если и далее труп? Для вас это покоя не дает?

Якорь в движке крутится с движением, около 20т.об/мин. Коллектор, при выполнении ремонта протачивают, притирают спец камнями на работающем инструменте, а Вы. ратфилем не супер клеем, который таких температур не выдержит. Хорошо, сходу коротыш будет. Небольшой бабах не в урну.

А вдруг покрутится! Прогары на коллекторе, заместо пластика уголь, который динамики не выдерживает не. Вы счастливый человек, коль не понимаете, как разрывает коллектор на таких оборотах, с дружеским приветом через корпус.А Вы, совета не спрашиваете, пишите как продлить жизнь инструменту.

На каждого мудреца достаточно простоты Другие, прочитав, быть то же рискнуть, а.

П.С. Реализовать, чуть ли не запамятовал. может это гнездо деформировано, по другому покрыто снутри загрязнениями, не по окончании даже новенькая щетка не способна свободно передвигаться вдоль гнезда, заедает. Осталась в полузависшем положении, не контакт с коллектором слабенький.

искрят щёткиискрят щётки

Последний раз правилось Alex9797; 07.09.2016 в 13:16. Почему на болгарке очень искрят щетки? Нет! я же менял на новые. Пальцем надавливал: пружина выжимает, ставил: смотрел. Там щётка в щёткодержателе, который ставится на штифты. Видно всё. Это далековато не 1-ая подмена, лет так 30 всё было нормально. Не главное. щётка там была совершенно не изношенная

Захрипела как обычно болгарка, когда стёрлись щётки, поменял поставил, включил они сгорели за 3 минутки, купил новые дороже 3.5 пары различных, тоже самое вообщем не сообразил, что случилось с якорем.

Позволю для себя малость спорить с прошлыми ответами. Все, никогда нельзя ставить медно-графитовые щётки. Они более плотные не наносят механические повреждения якорю. Что позже ведёт к вероятному замыканию его обмотки, и это превращает контактную поверхность в нечто схожее наждаку, это составляет следом даёт резвый износ для обычных графитовых щёток.

Ест ещё один вариант предпосылки резвого износа щёток,- биение якоря. Эдельвейс дело в износе подшипников как еще его именуют втулок электродвигателя,-.

Попытайтесь, поначалу, помыть коллектор. Осмотрите его пристально. нет ли глубочайших царапин, в особенности радиальных. Если естественно, необходимо шлифануть. Снять щетки, отрезать полоску маленькой наждачные бумаги, обмотать полукругом вокруг коллектора не покрутить ротор туда-сюда. Осмотрите щетки. Если они очень изношены, то причина а может быть даже в данном деле, так как миниатюризируется сила прижима к коллектору. Если они очень повреждены. есть сколы, то необходимо поменять на новые как еще его именуют, при невозможности это сделать, притереть. шлифовать маленькой наждачной бумагой так же как и при шлифовке коллектора. (На сначала сойдет, но позже, непременно, поменяйте). Притирать нужно обмотав коллектор наждачной бумагой полукругом не установив щетки в держатели. Только наждачную бумагу повернуть шершавой поверхностью к щеткам, чем

Стихи — Прогулка в прошлое

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Промышленные редукторы – одно из самых часто используемых оборудований. Однако их активное применение может привести к износу деталей и в последствии нарушить технические характеристики агрегата. Основные признаки проблем с редуктором – сторонние шумы, вибрации, протечка масла, нагрев или замерзание корпуса. Как же устранить все неполадки с минимальными затратами?

Рис. 1 — Основные проблемы промышленных редукторов

Если при осмотре редуктора мы заметили, что из него течет масло, входной вал не вращается, а сам он издает не свойственные ему звуки — это явный признак проблем. Выявляем 6 самых распространенных первопричин неполадок редуктора и предлагаем методы борьбы с ними.

Почему греется редуктор?

Точно определить нагрев редуктора можно с помощью специального прибора тепловизора, если у вас его нет, то нагрев можно определить на ощупь.

Рис. 2 — Проверка редуктора тепловизором

Первопричинами нагрева редуктора могут быть:

Проблема:

Решение:

поверхности редуктора должны быть чистыми

Почему воет редуктор?

Если вы слышите сильный шум или резкий стук исходящий от редуктора первопричина может быть в следующем:

Проблема:

Решение:

— не отрегулированы либо повреждены подшипники

регулировка и замена червячной пары

Рис. 3 — Поврежденные зубья червячной передачи

Почему гудит редуктор?

Если в рабочем состоянии редуктор издает звуки похожие на гул при этом вибрируя, проблема может заключаться в повышении допустимого уровня вибрации. Точно определить показатель вибрации поможет специальный прибор — виброметр.

Рис. 4 — Определение уровня вибрации виброметром

Причины повышенного уровня вибраций и их решение:

Проблема:

Решение:

— несооснованность редукторных и агрегатных валов

затянуть фундаментные болты

Почему мерзнет редуктор?

Редуктор мерзнет если залить в него масло, не предназначенное для низких температур окружающей среды. Для решения этой проблемы необходимо залить специальное масло, которое является универсальным подходит как для летнего, так и для зимнего сезона (например, масло ТРАНСОЛ-200А).

Почему течет масло?

Если вы обнаружили следы масла на редукторе или вокруг него, советуем срочно осмотреть редуктор и провести все необходимые действия. Масло может течь через уплотнения и по плоскости прилегания крышек подшипников к корпусу или через манжеты. Для решения проблемы вам потребуется:

Решение:

— дренажная отдушина забита сором

заменить неисправную манжету

Почему при включении двигателя выходной вал редуктора не вращается?

Выходные валы редуктора должны всегда свободно вращаться. Если этого не происходит, то причина кроется в следующем:

Проблема:

Решение:

— залито сверхвязкое масло

Рис. 5 — Установка шпонки на валах редуктора

Обнаружение одной из выше перечисленных проблем — это первый звоночек о том, что ваш редуктор в скором времени может выйти из строя. Дальнейшая эксплуатация неисправного редуктора может привести к поломке отдельных его механизмов или привести к остановке в работе всего агрегата

Поэтому очень важно минимум раз в месяц делать техническое обслуживание редуктора, а также осматривать его на предмет утечки масла каждый раз перед эксплуатацией

Специалист инженерно-технического отдела

Углошлифовальная машина («болгарка», УШМ) – электрический инструмент, необходимый для ручной резки, зачистки и шлифовки различных материалов. В зависимости от типа применяемого круга, его используют для работы с металлом, камнем, бетоном. Различают модели бытового и профессионального применения. Диапазон диаметров круга – 115-230 мм. Как и другой инструмент, «болгарки» не работают, сильно греются или шумят по разным причинам – из-за несоблюдения правил эксплуатации, слишком интенсивных нагрузок, естественного износа деталей узлов.

Самостоятельное устранение неисправностей УШМ

Как правило, поломки в болгарке соединены с электрической частью. Механика ломается только при несвоевременном обслуживании (особенно отсутствии смазки).

ВАЖНО! Ежели ваш электроинструмент работает неустойчиво, шумно, и есть запах горелой проводки – немедля остановите работу и найдите причину. Неисправность дешевле и легче предотвратить при возникновении первых ее признаков:

Неисправность дешевле и легче предотвратить при возникновении первых ее признаков:

  • искрение снутри корпуса болгарки, в районе электрощеток;
  • нечеткое срабатывание пусковой клавиши;
  • обороты самопроизвольно меняются;
  • двигатель врубается – выключается при изменении положения инструмента в пространстве;
  • УШМ в один момент не стала работать.

Как бы банально это не звучало, поначалу нужно проверить напряжение в сети и в розетке, либо удлинителе, от которых запитан электроинструмент.

Потом проверить исправность питающего кабеля.

ВАЖНО! Нельзя инспектировать кабель питания, включив инструмент и сгибая провод, находить место обрыва. Перед началом ремонта отсоедините УШМ от сети

Необходимо открыть корпус болгарки, и проверить целостность питающего провода зрительно и с помощью тестера. Накрепко подсоединив контакты устройства, интенсивно сгибайте кабель, следя за показаниями индикатора на тестере.

При обнаружении обрыва, замените провод полностью, либо восстановите место излома при помощи тугоплавкого припоя. Потом накрепко изолируйте место ремонта термоусадочной трубкой. Изолента для такового варианта не подойдет.

Если кабель исправен – перебегаем к типовой неисправности №2. Почаще всего на болгарке горят щетки. Узреть симптомы довольно просто – болгарка искрит снутри корпуса во время работы.

Неисправности регулятора болгарки и его ремонт своими руками

Некоторые модели УШМ оснащаются регуляторами, за счет которым происходит изменение скорости вращения шпинделей. Такие регуляторы есть не на всех моделях, и про их наличие требуется подумать еще при покупке болгарки. Это очень удобная опция, которая позволяет регулировать скорость вращения шпинделя без изменения мощности.

Это интересно! Если инструмент не оснащен такой опцией, как регулирование скорости вращения шпинделя, то его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно купить готовую микросхему, через которую выполняется изменение напряжения, подаваемого на электромотор. Чем меньше напряжение, тем меньше скорость вращения. Недостаток применения такого устройства в том, что вместе с напряжением снижается и мощность, поэтому снижая скорость, уменьшается и производительность устройства.

Если не хотите, чтобы двигатель при пониженных скоростях работы и под большой нагрузкой сгорел (может сгореть обмотка), следует покупать болгарки со встроенными регуляторами. В них понижение скорости не влияет на мощность, поэтому инструмент на любой скорости выдает заявленную мощность. Это позволяет не перегружать мотор, и исключить его ускорение выхода из строя.

Это интересно! Если сгорает двигатель, а точнее обмотка, то причиной того является превышение нагрузки. Особенно часто страдают на сгорание обмотки болгарки бытового назначения, хозяева которых их нагружают до предела.

Обнаружить неисправность регулятора оборотов самостоятельно можно по характеру работы инструмента. Если при перемещении диска регулировочного не увеличиваются или не снижаются обороты, значит, устройство вышло из строя. Не надо спешить покупать новый регулятор, так как для начала следует осмотреть штатный. Неисправность может быть вызвана обрывом или окислением контактов. Чтобы устранить поломку, достаточно припаять проводок или очистить окислы на микросхеме.

Если на схеме имеются признаки нагара, то устройство вышло из строя. Починить его можно попытаться, но только при условии наличия навыков познания электроники. Если навыков нет, то проще купить новый регулятор соответствующей конструкции

При покупке нужно обратить внимание, что они отличаются конструктивно, поэтому выбирайте аналогичную модель под свой инструмент

Сильное искрообразование на щетках USM

Я упомянул Роберта Ивановича Боша), я имел из-за машину большой мощности, которую тяжело держать на ладошки в свое время обыденного пуска

Не надо выкидывать более 1,5 кВт плавного запуска. Если это будет закрыто, поменяйте. Пробовал Болгарский Интерскол. ужасно, из-под контроля. Того и посмотрите в лоб с помощью набора номера. Сильное искривление на щетках Уш. Добрый вечер всем. Чтобы не создавать дополнительную тему, вы решили спросить здесь. Ситуация такова: у нас есть межполюсное 230 мм при 2300 Вт. Гладкий запуск чего-то мозгового порошка иногда работает совершенно правильно, а иногда и эта картина. вы нажимаете кнопку, в первый момент появляется резкий рывок, а затем он начинается, как будто с плавным запуском. Ребята, можно ли это вылечить? И если да, то как. В принципе, не говорите, что ад — это какая-то проблема из-за этого, но, знаете, ситуация не очень хорошая. Постскриптум Булгар около трех лет, работал в профессиональных условиях: долгое время, много, а иногда и с большими (но не запретительными) нагрузками.

Это сообщение отредактировал Devil666: 12 июля 2014. 22:13

Сильное искрообразование на щетках UWB ребята вопрос Болгарский Ummsh 125 арсенал выбросил контроллер скорости, теперь, как подключить статор

Прикрепленные изображения

Devil666, кондер переживает его, очень похоже. необходимо заменить конденсатор

Сильное искрообразование на щетках USM

По моему опыту. После замены щетки и минутного запуска после LATR с повышающимся напряжением (от минимум до 150 вольт) все казалось нормальным. Через минуту (я думаю, что кисти, по крайней мере, немного, но потертые) начали увеличивать напряжение выше. После 170-180 вольт начался круговой огонь. И с небольшим напряжением (с медленным вращением) вращение было ровным. Что-то не подходит. Когда щеточные пружины были выпущены немного, огонь исчез.

Как понять что нужно менять щетки

Многие меняют щетки только после того, как обнаруживают сильное искрение инструмента, а также появление запаха гари. Многих мастеров не останавливают даже эти признаки, и они продолжают эксплуатировать инструмент, пока он не перестанет включаться. Когда же необходимо менять угольные щетки, чтобы не навредить устройству электроинструмента. Для этого имеются следующие признаки:

  1. Сильное искрение — если появляются признаки сильного искрения, то необходимо разобрать инструмент, и произвести осмотр расходных элементов. Искрение — это первый признак того, что расходные элементы предстоит заменить
  2. Появление запаха гари — если при работе инструментом слышен запах нагара, то рекомендуется разобрать болгарку и произвести замену графитовых щеток
  3. При износе основной части свыше 30%-40%. Однако определить начальную их длину практически невозможно, если только не измерить ее перед установкой элементов
  4. При появлении таких признаков, как дергание и «рычание» электроинструмента

Еще подлежат устройства замене, если они имеют неравномерный износ, а также не соответствуют качеству.

Это интересно! На домашнюю болгарку не рекомендуется покупать омедненные щетки, так как они быстро выведут из строя коллектор якоря за счет большого содержания меди в составе. Омедненные элементы можно использовать на болгарках, которые имеют специальное покрытие на коллекторных пластинах.

https://youtube.com/watch?v=Wt0n_ECSwvE%3F

Дрель искрит на щетках — что делать

Итак, у вас дрель искрит на щетках и вы не знаете, что делать в такой ситуации. Эта статья расскажет, из-за чего это происходит, нужно ли это исправлять, а если нужно, то как.

Сразу стоит отметить, что наличие указанного искрения во время работы — это вполне допустимое явление. Правда только в том случае, если искры небольшие и их не так уж и много. Если же они прямо сыпятся, то это может свидетельствовать о неисправности.

Заметим, что на новом исправном электроинструменте щетки могут первое время тоже сильно искрить, так как им необходимо сначала притереться. На притирку обычно хватает 10-15 минут работы. Если после этого все осталось как было, то лучше отнести инструмент обратно в магазин с претензией.

Если же ваша дрель уже негарантийная, то можно попробовать исправить все самому.

Но сначала опишем причины данного явления.

Почему искрят щетки в электродвигателе

Искры, в том числе и на исправном движке, появляются из-за механического воздействия между щетками и коллектором. Щетка, двигаясь по коллектору от одного его контакта к другому, поочередно образует и разрывает соединение с каждым из них. А теперь вспомните, что бывает, если из розетки выдернуть любой работающий электроприбор — обычно в такой момент между вилкой и розеткой проскакивает искра. В случае щеточным двигателем это такое же явление.

Поэтому небольшое искрение даже на исправном электродвигателе допустимо, поскольку соединение и разрыв здесь постоянно возникают.

Причины сильного искрения и способы их устранения

Теперь перейдем к сильному искрению. Оно возникает в основном по следующим причинам:

  1. загрязнение контактов коллектора нагаром
  2. попадание графитовой пыли между контактами коллектора
  3. межвитковое замыкание в обмотке якоря

Пройдемся по каждому пункту отдельно.

1) Загрязнение нагаром получается в результате перегрева двигателя. Наличие нагара приводит к еще большему трению, что ведет к еще более быстрому перегреванию и еще большему образованию нагара. Что очень быстро приводит к поломке.

Излишнее искрение же здесь получается из-за того, что нагар образует дополнительное сопротивление, при котором искра при разрыве получается более крупной и мощной.

В общем нагар следует незамедлительно удалить.

Делается это нулевой наждачной бумагой. То есть надо извлечь коллектор вместе с якорем и аккуратно его зачистить. В идеале желательно проводить зачистку на токарном станке, чтобы не нарушить правильность окружности. Но, как правило, такой возможности нет, поэтому можно обойтись и ручной зачисткой. Главное при этом не переусердствовать.

2) При работе дрели щетки стираются, из-за чего образуется графитовая пыль. Она запросто может скапливаться между контактами коллектора и приводить к замыканиям между ними, так как она является проводником электричества и имеет свое сопротивление. Из-за этого ток распределяется неравномерно, что приводит к возникновению крупных искр в некоторых местах.

У исправной дрели стирание происходит довольно медленно, поэтому графитовая пыль почти не скапливается. Соответсвенно ее накопление сигнализирует о том, что щетки при работе занимают неправильное положение. Обычно такое бывает, когда они стоят не вплотную в своем пазе, а, наоборот, имеют некоторый люфт.

Часто такое происходит при замене щеток, когда их подбирают не совсем подходящими по размеру

Поэтому при замене этому моменту следует уделять пристальное внимание

Ремонт такой неисправности осуществляется путем удаления пыли каким-либо заостренным инструментом и замены щеток на более подходящие по размеру.

3) В случае возникновения межвиткового замыкания в якоре, ток поступает в большем значении на одни контакты и в меньшем на другие. Из-за этого в некоторых местах проходит ток большего значения, чем нужно, в результате чего образуются крупные искры.

Выявлением такого замыкания нужно заниматься, когда два предыдущих пункта не дали особого эффекта. Оно производится на специальном приборе, который создает переменное магнитное поле. При помещении в это поле якоря он начинает дребезжать, так как в нем появляются наведенные токи.

Такой прибор некоторые изготавливают сами из силового трансформатора, в сердечнике которого делается вырез, куда и помещается якорь.

Если причина оказалась в межвитковом замыкании, то нужно перемотать обмотку либо полностью заменить якорь.

Таковы причины возникновения чрезмерного искрения на щетках дрели. Помните, если ничего с этим не делать, то, скорее всего, двигатель в скором времени сломается. Поэтому не ленитесь и проделай указанные в статье рекомендации.

instrument-tehnika.ru

Почему искрят щетки электродвигателя

Коллекторные электродвигатели отличаются от двигателей других типов наличием коллекторно-щеточного узла. Узел обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части мотора, и включает в себя коллектор (набор контактов, расположенных непосредственно на роторе) и щётки (скользящие контакты, расположенные вне ротора и прижатые к коллектору).

Во время работы коллекторного двигателя в электроинструменте, иногда можно наблюдать искрение щеток. В некоторых случаях этот симптом приводит к скорой поломке электроинструмента, а в некоторых — не сулит ничего плохого. Так или иначе, полезно в каждом случае понимать, в чем причина искрения, чтобы при необходимости принять правильные меры своевременно. В данной статье мы рассмотрим причины искрения щеток, а также меры борьбы с проблемами, вызывающими это явление.

Первопричина

Очевидно, что прерывистый механический контакт щеток с коллектором не может не приводить к искрению, ведь по сути много раз в секунду разрывается и замыкается вновь электрическая цепь ротора.

Ротор содержит на себе обмотку, которая является нагрузкой преимущественно индуктивного характера. Разрыв такой цепи неизбежно сопровождается переходным процессом, который связан с появлением маленьких дуг от самоиндукции обмотки ротора или обмоток ротора и статора. Разумеется, щетки со временем изнашиваются, как и пластины коллектора, но порой проблемы возникают еще до момента износа.

Справедливости ради отметим, что по названной выше причине, даже исправный коллекторный двигатель не может работать вообще без искр, небольшое искрение всегда на коллекторе есть. Полностью исправный прибор нормально выходит на полную мощность, развивает рабочие обороты и чуть-чуть все равно искрит. Другое дело, если искрение сильное — здесь возникает обоснованное беспокойство.

Искрение щеток как признак их износа

Если щетки уже сильно изношены, просто в силу возраста двигателя, то двигатель не сможет развить полные обороты и выйти на полную мощность. При этом искрение будет очень сильным, а заводиться двигатель будет не с первого раза.

Как проверить, что это именно так? Если изношенные щетки прижать отверткой к коллектору — контакт станет плотным, и двигатель заработает. Но стоит прижим ослабить, как вновь появятся искры — расстояние между пластинами и щетками станет заполнено маленькими дугами. Щетки явно изношены — их следует заменить новыми. Иногда замена возможна только всего вместе — с щеткодержателями и с пружинами.

Возможно в обмотке ротора возникло замыкание

Обмотка якоря (ротора) коллекторного двигателя традиционно содержит в себе несколько секций. Если хотя бы одна повреждена, если имеет место межвитковое замыкание, то в одну секцию будет подаваться больший ток, чем в другие. Это приведет к перегреву обмотки в одном месте, и к неравномерному искрению на коллекторе — на отдельных переходах на пластинах искры будут сильнее, чем на других. Здесь требуется перемотка якоря или целиком новый якорь.

Исправна ли обмотка статора

Похожая неисправность возможна внутри статора, когда часть обмотки перегревается, и возле одной из щеток наблюдается сильное искрение. Проверьте сопротивления обеих половин обмотки статора, они должны быть одинаковыми. Если одна из частей обмотки статора имеет сопротивление сильно меньшее чем у другой, то требуется перемотка либо замена статора.

Загрязненный коллектор — причина ненужного замыкания на нем, в результате появляются лишние искры

Пыль на коллекторе образуется в результате постепенного износа щеток — это графитовая пыль. Она накапливается между пластинами (ламелями) коллектора, и создает «несанкционированные» замыкания. Из-за замыканий появляются искры. Просто почистите коллектор наждачной бумагой, уберите грязь между ламелями.

Обязательно проверьте, как расположены щетки, не смещена ли одна из них относительно нормального положения, поправьте щетки в случае необходимости. Когда щетки расположены криво, графитовая пыль образуется в непомерно большом количестве, нежели при правильном расположении щеток.

Еще одна причина загрязнения — нагар на коллекторе из-за его перегрева. Когда все другие причины искрения устранены, необходимо почистить контакты от нагара чтобы улучшить контакт щеток с ними.

Если контакт хороший, сопротивление не увеличивается сверх номинала, и лишних искр не возникает. Счистить нагар можно как графитовую пыль — наждачной бумагой, только вращая ротор при зажатом в специальных колодках коллекторе.

Андрей Повный (Google+, ВКонтакте)

Стихи — Усадьба Царского Села

Щетки электродвигателя – причины искрения, методы проверки и устранения

Отличительная особенность всех электродвигателей – наличие в их конструкции коллекторно-щеточного узла. Он обеспечивает электрическое соединение цепи ротора и цепей в неподвижной части мотора, и состоит из коллектора (ряда контактов на самом роторе) и щетки (подвижных контактов вне ротора, прижимающихся к коллектору).

Когда электродвигатель запущен и работает, он практически всегда искрит. Иногда это не означает ничего страшного, а иногда – сигнализирует о том, что прибор скоро выйдет из строя. В любом случае полезно знать, почему электродвигатель вообще искрит – это поможет при необходимости вовремя принять меры. В этой статье нами будут рассмотрены причины возникновения искр во время работы электродвигателя и способы борьбы с проблемами, вызывающими повышенное искрение.

Для начала определимся – непостоянный контакт щеток и коллектора по умолчанию приводит к искрению. Это обусловлено тем, что во время работы множество раз в секунду замыкается и размыкается электрическая цепь ротора.

Ротор содержит на себе обмотку. Эта обмотка представляет собой нагрузку в основном индуктивного характера. Это, в свою очередь, означает, что разрывая такую цепь, мы запускаем переходной процесс, связанный с возникновением небольших дуг от самоиндукции обмотки – как самого ротора, так и статора. Понятное дело, что щетки и пластины коллектора изнашиваются с течением времени, но иногда проблемы возникают не только из-за него.

Учитывая приведенные выше факты надо признать, что даже исправный и хорошо подогнанный электродвигатель не может работать вообще без искрения. Исправный прибор в штатном режиме развивает рабочие обороты, набирает мощность и немного искрит. Но если искр много – это серьезный повод для беспокойства.

Износ щеток как причина искрения

Первая и главная причина искрения – износ щеток. При значительном износе двигатель не сможет развить полные обороты и набрать полную мощность, вдобавок он будет очень сильно искрить и заводиться не сразу.

Как установить, что причина в этом? Если прижать изношенные щетки к коллектору отверткой или другим инструментом – это уплотнит контакт и запустит двигатель, но после ослабления прижима опять появится сильно искрение – пространство между щетками и пластинами заполнится небольшими дугами. При таких симптомах можно делать вывод, что щетки изношены и требуют замены. Иногда возможно заменить щетки отдельно, но чаще приходится заменять весь комплект, включая щеткодержатель и пружины.

Замыкание в обмотке ротора как причина искрения

Обмотка ротора в коллекторном двигателе состоит из нескольких секций. Если какая-то из них повреждена и в ней возникло межвитковое замыкание, то ток в нее будет идти с большей силой, чем в остальные. Из-за этого часть обмотки начнет перегреваться и начнет генерировать повышенное количество искр. Именно так и можно установить эту причину – искрение будет повышено только на отдельном участке, а не равномерно. Исправляется подобное перемоткой ротора или его заменой.

Неисправность обмотки статора как причина искрения

Неисправность очень похожа на предыдущую и диагностируется так же – неравномерным искрением. Если с обмоткой ротора все в порядке, то проверьте сопротивление обмотки статора – оно должно быть одинаковым для каждой из половин. Значительная разница в сопротивлении говорит о необходимости перемотки или замены статора.

Загрязнение коллектора как причина искрения

В процессе работы двигателя его щетки изнашиваются, и на коллекторе образуется графитовая пыль. Она накапливается между его пластинами и создает дополнительные нежелательные замыкания, которые, в свою очередь, искрят. В данном случае будет достаточно убрать пыль и грязь между пластинами с помощью наждачной бумаги.

Не лишним будет проверить и расположение щеток – любое их отклонение от нормального положения сильно ускоряет образование пыли и износ щеток.

Еще одна из причин загрязнения коллектора – нагар на нем из-за перегрева в ходе работы. Когда все другие причины искрения на двигатели проверены и устранены, почистите контакты коллектора от нагара – так вы улучшите контакт щеток с ним и снизите количество образующихся искр. Счищается нагар точно так же, как и графитовая пыль – наждачной бумагой. Отличие только в том, что ротор при этом нужно вращать при зажатом коллекторе.

Читайте далее:

Почему искрят щетки в электропиле

Почему горят щетки на дрели

Почему горят щетки на пылесосе

Как проверить щетки генератора мультиметром

Почему искрят розетки при втыкании вилки

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий