Устройство и схема датчика движения lx-02

Угловая кухня — практичный решения оформления дизайна кухни. 120 фото лучших идей для современного интерьера

Когда и где использовать датчик движения для включения света

Далеко не всегда и не везде удобно включать свет при помощи выключателя. Например, на лестничной площадке, в длинном коридоре. И на улице возле дома. Оставить «дежурное» освещение — это одно. Но постоянно освещать дорожку к дому, крыльцо и подъездные пути — сплошное расточительство.  Ходить в темноте — опасно. Или вы приехали на машине, поздно пришли домой… Как включать свет?

Для лестниц и длинных коридоров есть решение — установка проходных выключателей, которые позволяют управлять освещением из двух или более точек. Но, если у вас заняты руки, и они не помогут.

Дело даже не всегда в экономии, хотя, и это тоже не последняя причина

Та же проблема в технических помещениях типа кладовой, прачечной, погреба и т.д. Тут очень часто руки заняты. Чтобы включить свет, нужно в темноте дойти куда-то, поставить груз, а потом вернуться к выключателю. Есть и другие варианты, которые мы иногда используем  — попытаться использовать локоть, поставить груз у ног, включить свет, затем продолжать свои дела. Установка детектора движения решает все эти проблемы.

Удобно, кстати, делать подсветку внутренней лестницы на детекторах движения в коттеджах. Датчики поставить на уровне ступеней вверху и внизу, выставить интервал отключения, достаточный для подъема или спуска. Удобно. По такому же принципу можно сделать подсветку пола в спальне. Опустили ноги с кровати — включилась подсветка. Комфортно.

Комфорт состоит из мелочей

Можно сделать подсветку на датчике движения в шкафу. Тоже удобно — открыли дверку — свет включен. Закрыли — выключился. И, что характерно, никаких контактов — работает надежно.

С этим читают

Какие неисправности могут возникнуть?

В процессе эксплуатации сигнализации может возникнуть такая ситуация, что не работает датчик движения. Если такое случиться, нужно, как можно раньше, провести ремонт устройства, ведь неработающий прибор не сможет защитить ту зону, в которой он расположен.

К основным неисправностям, которые могут проявляться в процессе использования датчиков движения, относятся следующие:

  • не срабатывает охранный прибор при появлении в его чувствительной зоне подвижных объектов;
  • не переключаются контакты выходного реле при срабатывании датчика;
  • датчик движения не выключается при выходе подвижного объекта за пределы его чувствительной зоны;
  • выдает ложные срабатывания или самопроизвольно включается-отключается.

Этапы ремонта датчика движения своими руками

Ремонт датчика движения предусматривает несколько этапов, которые позволят вернуть его работоспособность. Число этих этапов будет зависеть от сложности поломки и причины ее возникновения.

Перед тем как снять датчик и начать его ремонт нужно убедиться, что на месте его расположения ничто не мешает правильной работе устройства. В зоне чувствительности не должны находиться теплогенерирующие, светоизлучающие и подвижные элементы. Может быть, что установка одного из них и приводит к некорректной работе датчика. Следует убедиться, что на корпусе прибора нет видимых следов механического повреждения, а его фокусирующие линзы не загрязнены пылью. Возможно, что они не способны эффективно фокусировать ИК-излучение на чувствительный сенсор, что приводит к тому, что датчик «не видит» подвижный объект.

Важно проверить и настройки охранного устройства, ведь при их неправильной установке устройство будет ложно срабатывать, не срабатывать вообще или постоянно находиться во включенном состоянии. На панели датчика имеется три настройки:

  • по уровню освещенности – эта настройка определяет чувствительность сенсора датчика к ИК-излучению;
  • по временному интервалу срабатывания реле в момент попадания в его чувствительную зону подвижного элемента;
  • по времени, на протяжении которого реле датчика остается во включенном состоянии.

Если с расположением охранного прибора, его питанием и настройками все нормально, и он по-прежнему неработоспособен, то следует провести его демонтаж и искать неисправности датчика движения, связанные с его функциональными элементами.

Проверка внутренней части датчиков своими руками

После демонтажа датчика проводится вскрытие его корпуса и проверка целостности функциональных элементов рабочей платы. На ней не должно быть потемневших, вздутых, треснувших или шатающихся деталей. Токопроводящие дорожки должны быть целыми, как и места пайки элементов платы. При выявлении одного из перечисленных факторов следует их исправить и проанализировать, почему они могли иметь место в процессе эксплуатации датчика.

На следующем этапе нужно подключить питание к датчику и проверить работоспособность его электрической схемы и выходного реле. В качестве нагрузки, подключаемой к релейным контактам, можно выбрать обычную лампочку накаливания с мощностью до 60 Вт.

При ремонте датчика рекомендуется включать его через автоматический выключатель с минимальным защитным током – на 1..2 А. Также можно проводить включение через дифавтомат – это защитит от поражения током.

После подачи питания к датчику проверяется наличие напряжения на всех его функциональных элементах. Для этого используется мультитестер

После проверки системы подачи и распределения питания также следует обратить внимание и на выходное реле. Его контакты постоянно осуществляют коммутацию внешней нагрузки, что может привести к тому, что контактная группа чрезмерно износилась или выработала свой эксплуатационный ресурс

Срабатывание или несрабатывание реле также может зависеть от работоспособности транзистора, который управляет его работой

Поэтому, с помощью тестера, важно проверить рабочие параметры транзистора

Заключение

Если перестал работать датчик движения, важно, как можно раньше устранить эту проблему, чтобы охраняемый объект не остался без присмотра электронных защитных систем. При выявлении неисправности и возможности ее устранить самостоятельно – это можно сделать в домашних условиях, потратив на это немного времени и минимум финансовых затрат

Если же самостоятельно починить датчик не удается всегда можно обратиться за помощью в специализированные ремонтные сервисы. Возможно, что датчик попросту уже не является ремонт пригодным и его придется заменить новым устройством.

Принципы декора для разных комнат

Сферы применения

Оборудование применяется во многих областях, а не только для охранных систем. Универсальный прибор надежен и позволяет во многом сэкономить на других, ранее распространенных деталях, выполняющих аналогичные функции.

Жилые помещения

Основная сфера применения — система умный дом. Датчик присутствия позволяет оптимизировать расход электроэнергии. Когда она не нужна, то свет отключается.

Охранные системы

Охранный прибор убережет дом от взлома. Он мгновенно перейдет в активный режим, если появится активность, пусть даже минимальная.

Робототехника

Эта область не так распространена в бытовом плане. Но планируется постепенно внедрять в оборот роботизированную технику, которая будет работать на основе сверхчувствительного оборудования.

Разнообразные производственные процессы

Системы под контролером можно оптимизировать многие производственные процессы. Уже сейчас их можно встретить на административных и офисных сооружениях в крупных городах, на детских садиках и институтах, в гостиницах и спортивных площадках.

Контроль расхода электрической энергии

Простейшие датчики, которые некоторые радиолюбители, которые даже изготавливают дома, способны контролировать расход энергии, то есть отключать ее, если в помещении никого нет.

Светильник с датчиком движения своими рукамиСветильник с датчиком движения своими руками

Датчик Движения. Схема подключения датчика движения. Как самостоятельно подключить датчик движения.Датчик Движения. Схема подключения датчика движения. Как самостоятельно подключить датчик движения.

Подключение стандартного датчика движенияПодключение стандартного датчика движения

Проверка мультиметром пиропатрона (срабатывателя) датчика удара

Самый простой способ проверить пиропатрон (запал) ударного механизма Airbag — использовать мультиметр. Есть много историй о нежелательной сработке при такой процедуре, поскольку взрыватель активизируется при замыкании его контактов, создающего электроимпульс, а мультиметр через щупы подает небольшое напряжение (он питается от «кроны» 9 В). Но если использовать цифровой обычный тестер, то силы тока не хватит, чтобы инициировать сработку — можно проверять напрямую.

В нашем случае процедура может называться «проверкой датчика» (так принято в народе), но по сути это анализ сопротивления именно пиропатрона.

Как проверить датчик удара подушек безопасности, а точнее его пиропатрон, мультиметром измерением сопротивления:

  1. Выключить зажигание, вынуть ключ, снять клеммы с аккумулятора.
  2. Снять заглушку посадочного места airbag — именно там находится запал.
  3. Вытащить пиропатрон.
  4. Отсоединить airbag. Можно обойтись и без этого, но нет гарантии, что напряжение от мультиметра не приведет к активации пиропатрона, это маловероятно, как мы уже отметили, но риск сохраняется.
  5. Вставить снова запал в разъем (подушка уже отсоединенная) выставить тестер в режим омметра (перевести на отметку 200 Ом), прикоснуться щупами к контактам. Любые отклонения от нормы свидетельствует, что взрыватель неисправен.

Предосторожности:

важно правильно подсоединить тестер. Обычно на подключении 2 плюса, а болт — масса, поэтому надо один щуп — к нему, другой — к одному из первых;
несмотря на то, что напряжения цифрового мультиметра не хватит для сработки запала баллончика реактивов (потребуется 12 В, а в тестере «крона» только на 9 В), все же желательно подушку отсоединить

Так в случае форс-мажора хотя бы она останется несработавшей.

Как читать показатели:

  • если пиропатрон стреляный, то есть стоит сработавшее или несправное изделие, то будет 9.9 Ом;
  • если сработки не было и устройство исправное — 2 (чаще 2.5) — 3 Ом.

Проверка цепи на обрыв

Желательно проверить целостность каждого находящегося в электроцепи проводка, особенно жилы, идущие к пиропатрону, нет ли на них обрыва. Перед процедурой запал нужно снять, отложить в сторону, затем перевести тестер в режим прозвонки и щупами поочередно проанализировать каждую жилу

Важно осмотреть целостность контактов фишек и клемм, если на них есть грязь — зачистить

Надо также осмотреть всю конструкцию, нет ли в электроцепи посторонних элементов, так как часто мошенники обходят описанный способ проверки числа Ом, делая «обманку», включая в линию резисторы с определенным сопротивлением, чтобы тестер показал нормальное значение.

Настройка параметров

Для оптимизации процесса включения света очень важно правильно выполнить регулировку датчика в зависимости от характера движения и параметров самого объекта. Как правило, учитываются четыре основных характеристики – угол установки, чувствительность, освещенность и время задержки после срабатывания. Рассмотрим их подробно

Рассмотрим их подробно.

Угол установки

Согласно правилам, угол установки датчика для включения света должен быть таким, чтобы центр поля действия приходился на точку максимально интенсивного или наиболее вероятного движения объекта. Добиться этого можно, соблюдая:

  1. Правила монтажа, указанные в инструкции. Особенно актуально их выполнение для приборов, не имеющих никаких механических настроек. В них обзорный угол полностью задается техническими особенностями самого устройства, а также высотой и местом его расположения. Например, датчик с углом в 180 градусов, устанавливаются на стену, в 360 градусов – на потолке, а 90 градусов – в углу.
  2. Практическая регулировка. Детектор с наклонно-поворотным кронштейном позволяет опытным путем выполнить более тонкую настройку. Такие устройства дают возможность менять поле и дальность действия сенсора. Это, например, необходимо на охраняемой или придомовой обширной территории или рядом с оживленным пешеходом или автострадой, чтобы исключить попадание движения объектов на них в поле объектива.

Чувствительность

Регулировка датчика по уровню чувствительности позволяет исключить включение света в ответ на движение мелких объектов и посторонних предметов в дальней области зоны слежения. Настройка этого параметра выполняется опытным путем:

  1. Для начала нужно установить максимальную чувствительность.
  2. Далее необходимо проверить, как он будет работать на оптимальном расстоянии.
  3. Нужно постепенно уменьшать уровень – до тех пор, пока он перестанет реагировать на человека средних параметров.
  4. Затем проверить, как он отреагирует на мелких животных или посторонние предметы.
  5. Установить найденный порог чувствительности.

В идеале степень чувствительности датчика на движение должна быть такой, чтобы включение света происходило на границе достаточной освещенности от фонаря или люстры при прохождении человека со средними антропометрическими данными.

Каждый, кто устанавливает датчик на движение, должен знать, как самостоятельно уменьшить чувствительность сенсора. Во время эксплуатации могут возникнуть непредвиденные обстоятельства и включение света будет происходить незапланированно. Перед или сразу после установки устройства необходимо удостовериться, как это сделать своими руками наиболее быстрым и правильным путем без вызова мастера-установщика.

Освещенность

Чтобы датчик перестал посылать сигнал на включение света днем, поздним утром и ранним вечером, необходимо выполнить его регулировку по параметру освещенности — LUX. Настройка состоит из следующих действий:

  1. Повернуть стрелку регулятора до максимального уровня (куда она увеличивается).
  2. С наступлением достаточного уровня темноты медленно поворачивать его в обратном положении пока сенсор не сработает и не начнет включать свет.

Настроенные таким способом датчик чувствительности далее всегда (до изменения его положения) будет включать свет при наступлении такого же уровня темноты.

Время задержки

Как правильно настроить датчик для включения света по движению на время задержки после срабатывания волнует тех, кто выполняет такую регулировку впервые. Также, как и в том случае, когда требовалось задать параметры освещенности и чувствительности, необходимо найти шлиц или винт на панели прибора с надписью Time.

Чтобы правильно выполнить регулировку по времени задержки необходимо:

  1. Перевести регулятор в минимальное значение.
  2. Инициировать датчик посредством движения.
  3. Засечь время.
  4. Опытным путем определить необходимое время, сохранив параметры.

Современные датчики на движение позволяют настраивать время задержки после включения света от 5 секунд до 10 минут.

Например, если сенсор установлен на входе в подъезд, а человеку нужно подняться по лестнице на 5-ый этаж, после чего отдышаться, найти ключи и открыть квартиру, то параметр должен быть установлен на максимальное значение. Другое дело – коридор в квартире, когда прохождение через него не занимает дольше 2-3 секунд. Здесь значение этой характеристики можно свести к минимуму.

Инфракрасные датчики движения и фотореле ИЭК

Датчик движения, как и любой другой прибор, может выйти из строя, например, из-за неправильного подключения, или работать не так, как следует. Если датчик не выключается, не гаснет или включается совершенно неожиданно, то очевидно в его работе произошел сбой. Чтобы отремонтировать датчик, необходимо определить причину сбоя. Для этого лучше всего обратиться к производителю оборудования или в гарантийный отдел. Специалисты смогут провести тестирование и выявить точную причину, из-за которой датчик вышел из строя. Некоторые параметры, которые могут повлиять на работу датчика, вы можете проверить самостоятельно.

Как работают датчики движения: преимущества и недостатки различных приборов. Датчик присутствия: способы ремонта и регулировка настроек. Поэтому датчики обычно чувствительны в диапазоне микрометров.

Принцип работы инфракрасного датчика

Инфракрасный датчик откликается на любое изменение теплового поля в сканируемой зоне. Детекторы регистрируют каждый объект, который излучает тепло: человек, животное или любой перемещающийся объект, у которого температурное поле разнится с фоновым. Сенсор детектора фиксируют инфракрасные волны, которые собираются посредством встроенной в него системы линз. По электрической схеме напряжение сенсора идёт через транзистор, затем переходит реле. Релейные контакты разомкнуты, когда детектор выполняет сканирование. Если в зону сканирования попадает объект, изменяется уровень освещенности сенсора инфракрасным излучением, что приводит к замыканию релейных контактов. В результате загорается лампочка или светильник.

Основные признаки неисправности датчиков, возможные причины

Признаков может быть три:

  • несанкционированное включение, в любое время без всяких причин;
  • не отключает лампу освещения;
  • не включает лампу освещения или другие оконечные устройства, не срабатывает на явные признаки движения в секторе своего обзора.

Последовательность выявления неисправностей и устранение их

В любом случае начинать нужно с осмотра внешнего вида, нет ли явных механических повреждений оптической системы линзы Френеля, или простого слоя пыли и грязи. При необходимости протрите линзу и проверьте работоспособность датчика. Это самая частая и простая причина неисправности. Если положительного результата нет, придется проделать более сложные операции:

Снимите корпус и проверьте правильность подключения.

Печатные платы датчиков движения

  • Если при имитации условий движения реле срабатывает, при этом слышен характерный щелчок, а лампа не загорается, значит, неисправна цепь между контактами реле и лампой, прозвоните ее. Возможно, окислились контакты реле, замените его или почистите контакты. Неисправность лампы я не рассматриваю, это надо проверить в первую очередь.
  • Измерьте постоянное напряжение после преобразователя, в зависимости от модели датчика оно может быть от 8–24 В (смотрите схему и другую документацию). Измерения проводятся относительно ноля, на платах удобно взять «-» диодного мостика.
  • При отсутствии необходимого напряжения прозванивайте элементы в цепи преобразователя, чаще всего это бывают диоды выпрямительного моста.

Бывает так, что замыкание в последующей после моста или стабилизатора цепи гасит поступающее напряжение. Чтобы в этом убедиться, отключите всю цепь после стабилизатора. При наличии напряжения ищите замыкание, неисправный элемент после стабилизатора. Так можно прозвонить всю цепь до реле и лампы, при выявлении неисправных элементов меняйте их и проверяйте работоспособность. Если следовать этой методике, обязательно обнаружится причина неисправности, этот способ хорош, когда человек имеет навыки работы с электронной техникой, измерительными приборами, умеет паять. Когда таких навыков нет, нужно ограничиться первыми пунктами: протирка, настройка, проверка питания. При неисправности элементов на плате обратитесь к специалисту.

Поломки радиотехнического оборудования можно устранить самостоятельно. Этот способ подразумевает быстрое решение проблем, экономию денежных средств. С помощью представленных ниже инструкций несложно выполнить качественный ремонт датчика движения своими руками.

Ремонтируем датчик Холла сами

При всей простоте своей конструкции датчики Холла не являются вечными и даже на славящихся своей надежностью автомобилях немецкого производства (в полной мере это относится к изделиям знаменитой марки Volkswagen, кстати здесь можно перебрать всю подвеску и не только) достаточно часто наступает момент, когда по причине отказа этого элемента пропадает «искра» в системе зажигания.

В общем случае убедиться в том, что виною возникшей неисправности является именно датчик Холла довольно просто. Для этого, прежде всего, следует замкнуть центральный контакт датчика на ближайшую надежную массу (наличие искры свидетельствует о нормальной работе высоковольтной части), а затем на крайних контактах соединителя замерить наличие входного напряжения, которое должно составлять около 9-10В (присутствие напряжения и нормальном функционировании прочих устройств говорит об отказе датчика Холла).

В общем-то, наиболее правильным решением такой проблемы является установка нового датчика, однако учитывая достаточно высокую стоимость новой детали (цена «оригинального» изделия может достигать 200 долларов), вполне понятно желание многих автолюбителей попробовать отремонтировать датчик Холла своими руками.

Как уже указывалось выше конструкция датчика Холла достаточно примитивна и если говорить об изделиях, устанавливаемых на автомобилях Фольксваген различных модификаций, то наиболее ненадежной их частью является логический элемент S441A (который, по большому счету, и является датчиком, только без магнита) и основой процесса ремонта становиться его замена.

Для того чтобы избежать лишней работы, приобретенный в магазине или на базаре элемент S441A (либо его аналог), предварительно проверяем на работоспособность. С этой целью собираем из светодиода и последовательно соединенного с ним резистора на 1-2Ком, своеобразный пробник и подсоединяем его к контактам «+» и «выход» (вполне понятно, что питание 3-30В, также подключается). Если датчик исправен, то при поднесении к нему магнита светодиод начинает светиться.

Итак, элемент S441A исправен и можно приступать непосредственно к ремонту:

Прежде всего, при помощи дрели по центру корпуса датчика Холла снятого с автомобиля высверливаем отверстие

Обращается внимание на то, что под внешним пластмассовым корпусом находится металлический каркас, так что сверло должно быть соответствующим;. Далее, используя нож «заподлицо» обрезаем провода, а надфилем прокладываем канавки от просверленного отверстия к выходам удаленных проводов;

Далее, используя нож «заподлицо» обрезаем провода, а надфилем прокладываем канавки от просверленного отверстия к выходам удаленных проводов;

Размещаем измерительный элемент в изготовленном нами окошке в корпусе датчика и используя описанную выше схему контроля вновь проверяем датчик на работоспособность (при вращении шторки и при прохождении ее прорези мимо магнита светодиод должен светиться, а при перекрытии магнитного потока – затухать).

Если схема не заработала – переворачиваем измерительный элемент и повторяем проверку (учитывая тот факт, что полярность расположения элемента имеет важное значение);

После того как все заработало, отпаиваем пробник и выполняем разводку выводов измерительного элемента по канавкам на корпусе. Непосредственно в окошке припаиваем провода идущие к соединительному разъему старого датчика Холла

Особое внимание обращается на соблюдение правильной последовательности и расположение проводов должно совпадать с маркировкой, обычно нанесенной на разъеме трамблера («+», «0», «-»);

По окончании пайки визуально и при помощи тестера контролируем состояние датчика на отсутствие коротких замыканий. Если все нормально – выполняем заделку технологического отверстия термостойким клеем или герметиком. Использовать для этих целей пластмассу не рекомендуется, так как от высокой температуры она может потечь.

Если под рукой нет ничего более подходящего, то лучше уж воспользоваться «холодной сваркой»; На заключительном этапе, в обратной последовательности выполняем сборку и снова проверяем схему на отсутствие коротких замыканий. Ни один из проводов на «корпус» звониться не должен.

Необходимо отметить, что данный метод ремонта не требует особых знаний и доступен практически каждому автолюбителю. Подобным образом можно восстанавливать датчики Холла не только автомобилей VW, но также и AUDI, Mitsubishi, Daewoo и пр., (принципы действия и конструкция датчиков Холла различных модификаций практически идентичны).

Оливковый цвет в интерьере. Фото

Варианты схем подключения

Устройство, контролирующее движение, бывает двух- или трёхполюсным. Для действия первого варианта подходит лишь лампа накаливания, со светильником этот датчик должен подключаться последовательно. Конечно, универсальной является трёхполюсная модель, такое устройство подключают с разными лампами.

Есть два варианта схемы: подключение датчика движения через обычный выключатель или напрямую к светильнику.

Итак, сначала рассмотрим датчик движения для включения света поближе. Схема его подключения будет стандартная – одно устройство в обыкновенную электрическую цепь. У такого датчика есть три клеммных зажима (иногда четыре, ещё один для подключения защитного заземления). Все они имеют свои обозначения:

  1. К одному зажиму выполняют подсоединение фазного провода питающей сети, он обозначен на приборе буквой «L».
  2. Ко второму подключается нулевой провод, его обозначение – буква «N».
  3. А третий зажим соединяется отельным проводом с нагрузкой (осветительным прибором). В разных моделях используется различное обозначение этого клеммного зажима – буква «L» со стрелочкой, буква «А» или просто стрелка.
  4. Если имеется зажим для защитного заземления, то он обозначается двумя буквами «РЕ».

При использовании такой схемы удобно ориентироваться на цветовую маркировку датчиков: сиреневый цвет означает входящую фазу, голубой (или синий) – ноль, красный – провод, выходящий к патрону светильника.

В этом случае очень важно не перепутать фазу и ноль, как и в обыкновенном выключателе. Схема работать будет, но на светильнике, даже в отключенном положении, будет присутствовать фаза, что опасно попаданием под напряжение при замене ламп

Если нужно, чтобы в некоторые моменты свет в комнате присутствовал постоянно, без реакции на перемещение объектов, применяется подключение датчика движения для освещения параллельно с выключателем. Когда выключатель в отключенном положении, то контроль за освещением осуществляется через датчик. В случае если выключатель находится в положении «включено», питание к лампочке подаётся по другой цепочке, в обход датчика. Чаще всего такой вариант применяется в жилых комнатах.

Бывают ситуации, когда одним датчиком не получается охватить всю площадь помещения (например, коридоры с поворотами). При такой сложной конфигурации понадобится несколько датчиков, которые будут контролировать разные участки, они подключаются параллельно. Их действия в данном случае являются дублирующими, свет включится при любых движениях в каждой из подконтрольных зон.

Если осветительная нагрузка по своей суммарной мощности выше предусмотренной техническими характеристиками датчика, то используют схему с применением промежуточного силового реле (магнитного пускателя). В этой ситуации датчик напрямую не управляет осветительным прибором. Напряжение подаётся к катушке пускателя, а уже его силовые контакты замыкают цепь, и тогда загорается светильник. Такая схема хороша не только тем, что подключается большая нагрузка. Если в сети произойдёт перегруз или короткое замыкание, это может привести к оплавлению либо подгоранию контактов датчика, и такой дорогостоящий прибор будет подлежать замене. В случае применения рассматриваемой схемы, выйдет из строя реле (или пускатель), которые стоят гораздо меньше.

Детально о подключении датчика смотрите в этом видео:

Как подключить датчик движенияКак подключить датчик движения
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий