Как восстановить аккумулятор контрольно

Правила безопасности

Заряжать обслуживаемый АКБ в домашних условиях необходимо в хорошо вентилируемом помещении, так как этот процесс сопровождается выделением кислородно-водородной смеси. По этим же причинам вблизи устройства нельзя курить и допускать открытого огня или искр.

Поверхность батареи очищается от пыли и грязи. Контактные клеммы зачищаются до блеска. Пробки секций откручиваются (в обслуживаемом) и вентиляционные отверстия прочищаются.

В зависимости от того, сколько осталось электролита, доливаем необходимое количество. Иначе сурьмяная смесь будет осыпаться со свинцовых пластин, приводя АКБ в негодность.

Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?

Все, что написано выше, относится к зарядке свинцового аккумулятора при температуре 20 градусов Цельсия, а при других температурах нужно вводить температурную компенсацию зарядного напряжения. Зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15 ° C до +40 ° C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки. А если зарядка аккумулятора производится при пониженной температуре, напряжение зарядки нужно увеличить, чтобы избежать не до зарядки. Обычно рекомендуется использовать температурную компенсацию –3 мВ/° С.

Восстановление аккумулятора автомобиля импульсным током

Как говорилось выше, существует такая внутренняя неисправность аккумуляторов, как замыкание в банке АКБ. На форумах в Сети для устранения этой проблемы приводится метод выжигания проблемного участка большим импульсным током. В этом случае аккумулятор подключается к источнику тока большой величины. Сила тока должна быть не менее 100 ампер. В качестве примера, как правило, приводится использование сварочного аппарата.

В результате кратковременного (1–2 секунды) прохождения такого тока замыкание выжигается. Сам я такую операцию не проделывал, но есть реальные примеры успешного восстановления аккумулятора автомобиля таким способом. В любом случае советуем использовать этот метод, когда аккумулятор уже безнадёжен. В случае замкнутой банки – это действительно уместно.

Приступаем к контрольно-тренировочному циклу аккумулятора

1. Очищаем батарею от грязи, пыли и окислов на клеммах.

2. Подключаем аккумулятор к зарядному устройству, строго соблюдая полярность.

3. Открываем крышки каждой батареи и доливаем дистиллированную воду до нормы.

4. Через несколько часов увидим, что зарядка идёт — в каждой банке протекает реакция с выделением водорода, а сама батарея слегка нагрелась.

Важно! Если нет реакции в одной из банок, выключаем всё и идём в магазин за новым аккумулятором!

5. Если всё нормально, продолжаем процесс. Когда батарея достигнет своего максимального заряда, а он может и не дотягивать до эталонных величин, приступаем к разряду!!!

6. Разряжать батарею легко: подключаем любую лампочку напрямую к аккумулятору и ждём, пока она не перестанет гореть совсем.

7. Теперь доливаем дистиллированную воду в банки и ОПЯТЬ подключаем к зарядному устройству батарею. Ток заряда — не более 0,5 А.

8. И так выполняем несколько вышеперечисленных циклов.

9. Вам повезло: батарея ожила? Проверяем уровень электролита, его плотность, напряжение на выводах. Если всё в норме, даём прибору остыть и несём в авто. Всё получилось!

В принципе, сохранить батарею в рабочем состоянии до наступления холодов несложно. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

1. Не оставлять включёнными потребители энергии, когда покидаете машину. Правда, в современных машинах и так почти всё выключается поворотом ключа в замке зажигания, но есть и не особо новые машины у наших автомобилистов.

2. Если ваш путь до работы короткий, генератор не восполнит потери энергии. Выход — подзаряжать батарею принудительно. Это может быть длительная езда на дальние расстояния или применение зарядного устройства.

3. Любители электротюнинга — в группе аккумуляторного риска. Поставив колонки, сабвуфер и прочее, вы рискуете на завести машину даже летом.

4. Регулярно проверяем напряжение на выходе генератора. Именно из-за такой недостаточности может происходить недозаряд батареи.

5. Проверяем натяжение ремня генератора. При необходимости регулируем его положение.

И последнее. Содержим батарею в чистоте: именно из-за грязи происходит саморазряд. Величина его мизерна, но можно столкнуться с этой проблемой по возвращении, например, из отпуска.

Для профилактики батареи водитель должен купить всего две вещи:

  • самый простой вольтметр (стоимость — от 300 руб.);
  • нагрузочную вилку (стоимость от 700 руб.).

Ссылка по теме:  Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля – какое лучше выбрать

с применением УТАБ 12-60/20 и УЗПС 48-20

Важность проведения контрольно-тренировочного цикла аккумуляторной батареи (КТЦ) общеизвестна. В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД»

В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД»

и занимает довольно много времени.

Для облегчения процесса КТЦ (снижения трудозатрат) предлагаем комплект оборудования для автоматизированного комплекса тестирования аккумуляторных батарей, с применением Устройства зарядно-питающего УЗПС 48-20 и Устройства тестирования аккумуляторных батарей УТАБ 12-60/20.

Перечисленные устройства имеют возможность совместной работы друг с другом, их совместная работа обеспечивается с помощью сигнального кабеля.

Рассмотрим работу комплекса на примере аккумуляторной батареи TPL 121500 (12В, 150Ач).

Состав комплекса и подключение устройств к батарее приведен на рисунке. Ареометр нам не понадобится т.к. батарея герметичная.

Как определить параметры разряда для проведения КТЦ?

По таблице (из технического описания на батарею TPL 121500) определим значение тока разряда для 10-ти часового цикла.

Таблица предлагает рад значений тока разряда при различных конечных напряжениях. Однако, чтобы не вдаваться в крайности, выберем средние значения.

Ток разряда

аккумулятора TPL 121500, при 10-ми часовом цикле, до конечного напряжения 1,80 В/Эл должен быть равным15,0 Ампер .

Определим конечное напряжение разряда

для 12-ти Вольтовой батарей:1,80 В/Эл × 6 Эл = 10,8 Вольта .

  • Р1 — ток заряда – 20 А;
  • Р2 — напряжение постоянного подзаряда – 13,6 В;
  • Р3 — напряжение отключения заряда – 14,2 В;
  • Р4 — 12,6 В;
  • Р5 – 000 мин.

Порядок включения комплекса

  • Подключить УЗПС 48-20 и УТАБ 12-60/20 к аккумуляторной батарее.
  • Подключить УТАБ 12-60/20 к УЗПС 48-20 при помощи сигнального кабеля.
  • Включить питание УТАБ 12-60/20 и УЗПС 48-20.
  • Ввести параметры работы УЗПС 48-20 (Р1=20, Р2=13,6, Р3=14,2, Р4=12,6, Р5=000 ) и включить автоматический выключатель.
  • Ввести параметры работы УТАБ — ток разряда 15,0 Ампер , конечное напряжение10,8 Вольта .
  • После появления на экране УТАБа сообщения «Для начала заряда нажмите ВВОД» — нажмите кнопку«ВВОД» и комплекс начнет работу по проведению КТЦ.

Ведущим в работе комплекса является УТАБ, он управляет его работой в следующем порядке:

  • Производится автоматический заряд аккумуляторной батареи.
  • Через двадцать минут после окончания цикла заряда, автоматически отключается зарядное устройство (на индикаторах напряжения и тока зарядного устройства отображается «OFF» ), а УТАБ 12-60/20 начинает цикл разряда.
  • При достижении конечного напряжения разряда батареи УТАБ 12-60/20 автоматически прекращает цикл разряда, при этом зарядное устройство включается и переходит в режим заряда батареи.
  • После окончания цикла заряда УЗПС 48-20 переходит в режим содержания (подзаряда) батареи.

По окончании КТЦ имеем заряженную батарею и результаты тестирования, которые отображаются на экране УТАБа.

Нажмите на фото для увеличения

На подготовку комплекса к работе мы потратили 20 минут, а комплекс работал автоматически, примерно 17 часов:

  • Заряд батареи перед разрядом – примерно 2 часа (батарея уже имела остаточную емкость)
  • Разряд батареи длился – 7 часов и 39 минут;
  • Восстановительный заряд батареи, примерно — 7 часов.

Из ожидаемой емкости в 150 Ач удалость снять 114,7 Ач. Учитывая поправку на температуру окружающей среды и то, что батарея два года была «бесхозной», состояние ее можно оценить как — «удовлетворительное».

Контрольно-тренировочный цикл

Контрольно-тренировочный цикл проводится для контроля технического состояния аккумуляторных батарей, проверки отдаваемой ими емкости, исправления отстающих аккумуляторов.

При контрольно-тренировочном цикле проводятся:

  • предварительный полный заряд;
  • контрольный (тренировочный) разряд током 10-часового режима;
  • окончательный полный заряд.

Предварительный полный заряд при КТЦ проводится зарядным током, указанным в табл. 9 и 10, с соблюдением всех правил заряда.

Контрольный разряд производится по группам при соответствующих переключениях в ЗРУ. Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть 18…27 °C. Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей должна соответствовать значению указанному в табл. 15.

Таблица 15. Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей при проведении контрольно-тренировочного цикла

Тип батареи Разрядный ток, А Тип батареи Разрядный ток, А
6СТЭН-140М 12.6 6СТ-75 6.8
6СТ-140Р 12.6 6СТ-82 7.5
12СТ-85Р 8.0 6СТ-90 8.1
12СТ-70М 7.0 6СТ-105 9.5
12СТ-70 7.0 6СТ-132 12.0
3СТ-150 13.5 6СТ-182 16.5
3СТ-215 19.5 6СТ-190 17.0
6СТ-45 4.2 3МТ-12 1.2
6СТ-50 4.5 3МТ-8 0.7
6СТ-55 5.0 6МТС-9 0.8
6СТ-60 5.4 6МТС-22 2.0

Постоянство разрядного тока должно тщательно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе батареи. Замер напряжения на аккумуляторах и температуры в среднем аккумуляторе батареи производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжение до 1,75 В аккумулятор контролируется непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, следует немедленно измерить напряжение на всех остальных аккумуляторах, отключить батарею от разрядной цепи и восстановить величину разрядного тока для оставшихся в группе батарей.

Разряд автомобильных аккумуляторных батарей со скрытыми перемычками ведется до конечного напряжения на выводах 5,1 В у 6-вольтовых батарей и 10,2 В у 12-вольтовых батарей. При снижении напряжения до 5,55 В на 6-вольтовой батарее и до 11,1 В на 12-вольтовой батарее измерения производят через каждые 15мин, а при снижении напряжения до 5,25 В на 6-вольтовой батарее и до 10,5 В на 12-вольтовой батарее измерения производят непрерывно до конца разряда.

При контрольном разряде необходимо записывать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда (при достижении 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе или напряжения на выводах 5,1 B y 6-вольтовой батареи и 10,2 В у 12-вольтовой батареи) и конечную температуру электролита.

Подсчет емкости, отдаваемой аккумуляторной батареей, в процентах от номинальной емкости, производится по специальной таблице. Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной.

Окончательный полный разряд автомобильных батарей производится нормальным зарядным током, указанным в таблице 10, с соблюдением всех правил с доводкой плотности электролита в конце заряда. Танковые батареи заряжаются током двух ступеней согласно табл. 9. Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.

Танковые аккумуляторные батареи, не отработавшие гарантийного срока и отдавшие при контрольном разряде емкость менее 100% номинальной, подвергают повторному контрольно-тренировочному циклу. Перед вторым контрольным разрядом в аккумуляторах должна быть установлена плотность электролита 1,28±0,01 г/см3. Если при втором контрольном разряде батареи, не отработавшие гарантийного срока, отдают менее 100% гарантированной емкости, предъявляется акт-рекламация.

«Питер — АТ»
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Порядок проведения КТЦ

Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей начинается с зарядки. Батарею следует зарядить полностью с помощью зарядного устройства. После этого нужно проверить плотность электролита с помощью ареометра. Нормальное его значение находится в пределах 1,27 — 1,28. Если плотность больше нормы — долить дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть на 10−15 мм выше уровня пластин. Если плотность ниже нормы, электролит лучше заменить на новый.

Следующим этапом КТЦ АКБ является её полная разрядка. Производится она так называемым десятичасовым током. Его величина определяется как 10% от номинальной ёмкости батареи. Если на батарее указана ёмкость, например, 55 А*ч, то разряжать её нужно током 55/10 =5,5 ампер. Для того чтобы точно отрегулировать значение тока, в цепь необходимо включить реостат. Однако за неимением его можно воспользоваться автомобильной лампочкой, подходящей по мощности. 5,5А*12В=66 Вт.

Лампочка подключается к АКБ в качестве нагрузки, параллельно подсоединяется вольтметр. Уровень разряда следует постоянно контролировать, чтобы не разрядить батарею «в ноль». Слишком сильный разряд некоторые батареи могут не перенести. Аккумулятор разряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах не составит 10,3 В. Ниже разряжать нельзя.

Такой показатель моделирует полностью разряженную батарею. Теперь становится понятной её реальная ёмкость. Если с момента начала разрядки прошло, к примеру, 7,5 часов, значит, её реальная ёмкость 7,5ч*5,5А=41,25 А*ч. Таким образом, от номинальной ёмкости аккумулятора в 55 А*ч осталось только 75%.

Последним этапом КТЦ АКБ автомобиля будет его повторная полная зарядка. Ни в коем случае нельзя оставлять батарею в разряженном состоянии, это приведёт к выходу её из строя. Рекомендуется проводить не один такой цикл, а два или три.

КТЦ Аккумулятора тренировка заряд разряд плотность напряжениеКТЦ Аккумулятора тренировка заряд разряд плотность напряжение

Многие автовладельцы делятся историями о том, что аккумулятор эксплуатировался недолго, но автомобиль удаётся запустить с большим трудом. Выясняя, в чём причина, обнаруживается, что электрооборудование исправно, реле — регулятор срабатывает вовремя, и работа генератора также не вызывает нареканий. Но при этом аккумулятор совершенно не принимает заряд.

Обратившись в любой автосервис, получим совет — не искать причины такого поведения АКБ а просто заменить батарею на новую. Но не всегда стоит следовать этому совету и тратить деньги. Стоит попробовать разобраться в проблеме и добиться того, чтобы батарея начала принимать заряд.

Основные причины понижения напряжения

Процесс сульфации, по сути, неизбежен — иногда раньше, иногда позже, но сульфаты свинца оседают на внутренних перегородках и пластинах. В первую очередь это приводит к значительному снижению токопроводимости, во вторую — к физическому уменьшению внутреннего объема емкости. Среди причин, способствующих сульфации АКБ, можно перечислить следующие:

  • Неправильная зарядка (короткая) с последующими значительными нагрузками.
  • Отсутствие своевременной профилактической подзарядки.
  • Длительный простой, когда аккумулятор не используется.
  • Хранение батареи в полностью разряженном виде.
  • Эксплуатация «до смерти» (глубокой разрядки).

Заряд АКБ после длительного разрядаЗаряд АКБ после длительного разряда

Тренировка кислотных аккумуляторов способна реанимировать их и продлить сроки службы. Проводить процедуру необходимо со знанием дела и не спеша. Есть несколько способов того, как провести тренировку, но в первую очередь необходимо очистить батарею. Также следует убедиться в наличии электролита и проверить его состояние. Удалить все источники открытого огня во избежание пожара или взрыва — это не шутка или предупреждение, это необходимая мера безопасности.

Восстановление свинцового аккумулятора. 4.Восстановление свинцового аккумулятора. 4.

Зарядка от USB-порта

Можно изготовить зарядное устройство для никель-кадмиевых батарей на основе обычного USB-порта. При этом, заряжаться они будут током емкостью примерно 100 мА. Схема, в таком случае, будет следующей:

На сегодняшний момент, существует достаточно много различных зарядных устройств, продающихся в магазинах, но их стоимость может быть достаточно высокой. Учитывая, что главный смысл различных самоделок — это именно экономия денежных средств, то самостоятельная сборка еще более целесообразна в данном случае.

Данную схему можно доработать, добавив дополнительную цепь для зарядки пары аккумуляторов AA. Вот, что в итоге получилось:

Чтобы было более наглядно, вот те комплектующие, которые использовались в процессе сборки:

Понятно, что без элементарного инструментария нам не обойтись, поэтому перед началом сборки необходимо удостовериться, что у вас в наличии есть все необходимое:

  • паяльник;
  • припой;
  • флюс;
  • тестер;
  • пинцет;
  • различные отвертки и нож.

Интересный материал про изготовление своими руками, рекомендуем к просмотру

Самодельная зарядка для аккумуляторов 1865Самодельная зарядка для аккумуляторов 1865

Тестер необходим для того, чтобы проверить работоспособность наши радиодетали. Для этого нужно сравнить их сопротивление, после чего сверить с номинальным значением.

Для сборки нам также понадобится корпус и батарейный отсек. Последний можно взять из детского симулятора Тетрис, а корпус может быть изготовлен из обычного пластмассового футляра (6,5см/4,5см/2см).

Крепим отсек для батарей на корпусе, используя шурупы. В качестве основы для схемы прекрасно подойдет плата от приставки Денди, которую нужно выпилить. Удаляем все ненужные компоненты, оставляя только гнездо питания. Следующим шагом будет пайка всех деталей, основываясь на нашей схеме.

Шнур питания для устройства можно взять обычный шнур от компьютерной мыши, обладающий входом USB, а также часть питающего провода со штекером. При пайке нужно строго соблюдать полярность, т.е. припаивать плюс к плюсу и т.д. Подключаем шнур к USB, проверяя напряжение, которое подается на штекер. Тестер должен показывать 5В.

В завершении нужно установить зарядный ток. Для этого необходимо разорвать цепь, соединяющую VD1 и плюсовую полярность аккумулятора. Подключаем тестер таким образом, чтобы его плюс соединялся с диодом, а минус — с аккумулятором. Выставляем режим измерения тока (200 мА).

Включаем в есть, после чего должен загореться светодиод, конечно, если все сделано правильно. Затем устанавливаем необходимый ток зарядки (100 мА), путем изменения сопротивления на резисторе R1. Проводим данную процедуру и для второго аккумулятора AA.

Еще одно интересное видео на это тему

Как сделать USB зарядное устройство для Ni-Mh аккумуляторовКак сделать USB зарядное устройство для Ni-Mh аккумуляторов

Как выполняется разряд–заряд

Теперь непосредственно о проведении КТЦ для старых аккумуляторов в домашних условиях, чем многие автомобилисты успешно занимаются.

Правильная разрядка и зарядка, то есть КТЦ, изношенного автомобильного аккумулятора предполагает выполнение операций в определённой последовательности. Плюс вам потребуется набор инструментов. В него входит:

  • зарядное устройство;
  • нагрузка;
  • мультиметр;
  • ареометр и пр.

Сам тренировочный цикл, то есть заряд и разряд, для автомобильных аккумуляторов можно разделить на 3 этапа.

Первый этап

Ошибочно считать, что при КТЦ аккумулятора нужно первым делом разряжать батарею. Нет. Она уже разряжена. Потому первое, что нужно сделать, это поставить АКБ на зарядку. До какого напряжения это делать, известно практически всем.

Если аккумулятор обслуживаемого типа, параллельно с помощью ареометра можно дополнительно проверить плотность электролита. Нормой считается 1,27–1,28 г/см³.

Коротко о том, как правильно провести первый этап КТЦ для севшего аккумулятора:

  • батарея извлекается из автомобиля;
  • если хранилась на холоде, лучше занести в помещение и прогреть до комнатной температуры;
  • соблюдая полярность, соединить ЗУ и АКБ;
  • выставить ток заряда на 0 на зарядном устройстве;
  • подключить ЗУ в сеть;
  • запустить процесс зарядки;
  • заряжать рекомендуется постоянным током 10% от ёмкости АКБ с переменным напряжением;
  • в случае с постоянным напряжением выбирают номинал 14,4 В.

Значение 14,4 В считается пороговым, то есть максимальным, напряжением для свинцово-кислотных АКБ и батарей по технологии GEL. А вот для AGM можно выбирать напряжение до 14,7 В.

Когда ток заряда упадёт до 0,5–1 А, процедуру зарядки можно считать завершённой.

Второй этап

Дальнейшая схема проведения КТЦ для проблемного аккумулятора, выполняемая своими руками, предусматривает именно разрядку батареи.

Процесс выглядит одинаково, если у вас гелевый, необслуживаемый WET аккумулятор, классический свинцово-кислотный, либо АГМ источник питания.

Суть заключается в следующем:

  • использовать ток разряда на уровне 10% от ёмкости батареи;
  • провести разрядку в течение 10 часов;
  • подобрать подходящую нагрузку для разряда.

В качестве нагрузки оптимально использовать автомобильную лампочку либо несколько ламп, соединённых последовательно.

Рассчитать мощность необходимой лампочки не сложно. Для этого достаточно ток заряда умножить на напряжение батареи. То есть условные 7 Ампер (при 70 Ач ёмкости) умножаем на 12 В. Получается 84 Вт.

Если одну мощную лампочку на 84 Вт найти не удаётся, возьмите несколько менее мощных нагрузок, соединив их последовательно.

Когда мы правильно разряжаем АКБ, это позволяет достичь нужной степени разряда, но не потерять весь заряд полностью.

Как только вольтметр начнёт показывать 11 В, проводите повторные проверки напряжения с интервалом не более 15 минут. Иначе можно пропустить падение показателей ниже допустимой отметки.

Глубже разряжать батарею не рекомендуется, поскольку можно уже её не восстановить последующими циклами.

Разряжать заряженную батарею необходимо, контролируя при этом время. Сделайте себе пометку, когда вы начали разрядку, и через какое время она закончилась.

Предположим, что ваша батарея при номинальных 75 Ач разрядилась за 5 часов, а ток разряда составлял 7,5 А. Получается, что за 5 часов аккумулятор потерял всю свою ёмкость. Умножив 2 значения, получается 37,5 Ач. Именно такая ёмкость является реальной для вашего источника питания. То есть от своей номинальной ёмкости АКБ потеряла 50%.

Третий этап

Итак, уже был выполнен предварительный разряд АКБ. Теперь мы заряжаем ранее разряженную батарею.

Заряжать после разряда можно по такому же принципу, который был представлен на первом этапе.

Ведь напряжение продолжит падать. И тогда восстановить источник питания вряд ли получится.

Вы уже знаете, до какого напряжения выполняется зарядка при КТЦ аккумулятора. Выполнив полный цикл заряда, отключите АКБ от ЗУ, подождите 2–3 часа, оставив батарею в покое. Теперь сделайте замеры напряжения и плотности электролита, если конструкция корпуса это позволяет сделать. Если напряжение низкое, либо плотность недостаточная, проведите повторное КТЦ.

В действительности рекомендуется повторять КТЦ 2–3 раза подряд.

Такой метод восстановления достаточно эффективный, что неоднократно было доказано на практике. Но проблема контрольно-тренировочного цикла в том, что это длительная процедура, требующая постоянного контроля батареи, проверки параметров. Не все автомобилисты готовы тратить на это время и силы. Потому многим проще купить новый аккумулятор. Но это право выбора каждого.

Источник

с применением УТАБ 12-60/20 и УЗПС 48-20

Важность проведения контрольно-тренировочного цикла аккумуляторной батареи (КТЦ) общеизвестна. В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД»

В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД»

и занимает довольно много времени.

Для облегчения процесса КТЦ (снижения трудозатрат) предлагаем комплект оборудования для автоматизированного комплекса тестирования аккумуляторных батарей, с применением Устройства зарядно-питающего УЗПС 48-20 и Устройства тестирования аккумуляторных батарей УТАБ 12-60/20.

Перечисленные устройства имеют возможность совместной работы друг с другом, их совместная работа обеспечивается с помощью сигнального кабеля.

Рассмотрим работу комплекса на примере аккумуляторной батареи TPL 121500 (12В, 150Ач).

Состав комплекса и подключение устройств к батарее приведен на рисунке. Ареометр нам не понадобится т.к. батарея герметичная.

Что это такое

Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.

На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.

Сколько циклов заряд-разряд выдержит автомобильный аккумулятор?Сколько циклов заряд-разряд выдержит автомобильный аккумулятор?

Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:

  • механические повреждения;
  • недостаточно плотное соединение контактов;
  • неисправности электрооборудования;
  • сульфатация;
  • низкая температура;
  • короткие поездки и пр.

Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.

Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.

Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.

Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.

С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.

Импульсные зарядные устройства

Импульсные зарядные устройства имеют ряд преимуществ:

Какую сигнализацию с автозапуском лучше поставить на автомобиль? — здесь больше полезной информации.

  • высокий коэффициент полезного действия, как следствие, меньшее энергопотребление и нагревание при работе;
  • меньшие габариты и масса по сравнению с трансформаторными устройствами;
  • возможность автоматизации контроля основных параметров заряда;
  • большую технологичность при изготовлении.

Основные недостатки импульсных зарядных устройств:

  • высокая вероятность выхода из строя мощных транзисторов;
  • необходимость глубоких знаний в области электротехники для настройки устройств;
  • отсутствие гальванической развязки с питающим напряжением понижает степень электробезопасности;
  • большой уровень электромагнитных помех (их нельзя включать в непосредственной близости с радиоустройствами, мобильной техникой).

Один из наиболее простых вариантов электрической схемы приведен на рисунке 8.

Вас заинтересует эта статья — Как пользоваться динамометрическим ключом для автомобиля?

Принцип действия импульсных устройств основан на преобразовании переменного напряжения бытовой электросети в постоянное при помощи диодной сборки VD8. Затем постоянное напряжение преобразуется в импульсы высокой частоты и амплитуды. Импульсный трансформатор Т1 вновь преобразует сигнал в постоянное напряжение, которое заряжает аккумулятор.

Так как обратное преобразование ведется на высокой частоте, то габариты трансформатора значительно меньше. Обратная связь, необходимая для контроля параметров заряда, обеспечивается оптроном U1.

Несмотря на кажущуюся сложность устройства, при правильной сборке блок начинает работать без дополнительной регулировки. Такое устройство обеспечивает ток заряда до 10 Ампер.

Общие рекомендации

При заряде АКБ с помощью самодельного устройства необходимо:

  • устройство и АКБ располагать на токонепроводящей поверхности;
  • соблюдать требования электробезопасности (применять перчатки, резиновый коврик, инструмент с электроизоляционным покрытием);
  • не оставлять надолго включенное зарядное устройство без контроля, следить за напряжением и температурой АКБ, зарядным током.

Есть два варианта соединения аккумуляторов, последовательное и параллельное.

Давайте рассмотрим как это нужно делать. На этом этапе заряд обеспечивается постоянным током пониженной величины до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не достигнет значения 2.
В основном батареи собирают последовательно-параллельно, а сами сборки служат для промежуточного или резервного хранения электроэнергии Известны и повсеместно применяются 3 варианта соединения отдельных аккумуляторов в батарею: последовательное, параллельное и смешанное или комбинированное. Последовательное соединение: При последовательном соединении элементов складываются и величины их внутренних сопротивлений. Тогда она будет выглядеть вот так согласитесь, проще некуда: пара резисторов и один кондер : Один из вариантов печатной платы доступен по этой ссылке.
Балансир включает стабилитрон TLA и транзистор односторонней прямой проводимости BDI 40 Отличные балансиры включены в схему зарядных устройств для литиевых аккумуляторов, которыми широко пользуются. Она будет определять напряжение на каждой ячейке и отключит всю сборку, если какая-то разрядится первой. MCP Микросхема позволяет создавать правильные зарядные устройства, к тому же она дешевле, чем раскрученная MAX
Если разобрать аккумулятор от мобильного телефона, мы обнаружим внутри вот такое нехитрое устройство: Это и есть плата защиты аккумулятора. Данная схема полноценно реализует двухэтапный процесс заряда литиевых аккумуляторов — сначала зарядка постоянным током, затем переход к фазе стабилизации напряжения и плавное снижение тока практически до нуля.
Вряд ли. Как же течёт ток по такой цепи, когда срабатывает защита от переразряда?

Теперь допустим, что мы разряжаем эту же последовательную цепь. И можно подключать аккумулятор. Вручную трудно выставлять и поддерживать на обычном блоке питания указанные выше режимы, поэтому лучше всё-таки использовать специальные микросхемы, предназначенные для автоматизации процесса заряда схемы смотрите в этом разделе.

Параллельное соединение батарей с формулами Параллельное соединение осуществляется путем коммутации однополюсных выводов источников тока: плюсовой и минусовой выводы предыдущего аккумулятора соединяются с одноименными выводами последующего. При равных емкостях объединяемых аккумуляторов, для нахождения емкости батареи достаточно умножить количество составляющих батарею аккумуляторов на емкость одного аккумулятора в сборке. На этом этапе заряд обеспечивается постоянным током пониженной величины до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не достигнет значения 2. Одновременно с этим создаются все предпосылки для перегрева и разгерметизации. Сразу предупредим, что зарядка этого типа аккумуляторов является довольно опасной, если сделать это неправильно.

Подобная схема приведена в следующем варианте. Вот как эта плата установлена в литий-ионный АКБ. Тогда она будет выглядеть вот так согласитесь, проще некуда: пара резисторов и один кондер : Один из вариантов печатной платы доступен по этой ссылке. Аккумулятор разрядился ниже 2,5V. Единственное, что он не умеет делать автоматически, это принимать решение о полной зарядке аккумулятора и отключаться.
Плата защиты LI-ION — КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Плата защиты LI-ION - КАК ЭТО РАБОТАЕТ?Плата защиты LI-ION — КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Как заряжать свинцово-кислотную батарею

Важно! Ток нужно выставлять до 10% от номинальной емкости батареи. То есть если емкость 55 Ач, то ток должен быть не более 5,5 ампер

Процесс зарядки SLA-аккумуляторов предполагает пополнение запаса энергии устройства за счет внешних источников

Важно, чтобы батарея получала заряд, который соответствует ее емкости. Оптимальные условия, при которых происходит зарядка: температура окружающей среды в пределах +20 – +25 градусов Цельсия, иначе потребуется выполнять температурную компенсацию

Наиболее популярный способ зарядки свинцово-кислотного аккумулятора базируется на контроле параметров «ток» и «напряжение». На первой стадии АКБ заряжают постоянным током, а когда напряжение достигнет заданного значения (указывается на лицевой панели устройства), переводят агрегат в режим поддержания постоянного напряжения.

Чтобы понять, сколько времени потребуется держать аккумулятор на зарядке, нужно знать степень разряженности АКБ, ее емкость, а также силу тока зарядного устройства.

Если устройство разряжено полностью, а ток используется по всем правилам (то есть, порядка 10% от емкости батареи), то на зарядку должно уйти около 10-12 часов. При снижении зарядного тока, время может возрасти, при увеличении – останется прежним. Ни в коем случае нельзя увеличивать ток на более чем 10% от емкости аккумулятора — это небезопасно для него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой вид зарядки автомобильного аккумулятора требует соблюдения температурного режима. Оптимально – это +20-25°С. Если микроклиматические условия не попадают в этот интервал, следует применять ЗУ с функцией термокомпенсации. Для корректной подзарядки АКБ ее следует снять с автомобиля и установить в проветриваемом помещении.

В ситуации, когда регенерация циклами зарядно-разрядных токов не увенчалась успехом, можно применить методику «переполюсовки» (плюс к минусу – минус к плюсу). Ток зарядки – 5% от емкости. Контрольное значение – 12-14В на выводах. Затем следует применить нагрузку (лампочку) для полной разрядки. После этого выполнить полную правильную зарядку (плюс к плюсу – минус к минусу).

Полезные советы при зарядке аккумулятораПолезные советы при зарядке аккумулятора

Назад | Все статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий